МЕНЮ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК НЕ НАШЕ ДОСТОЯНИЕ?!

Кыргызстан создал систему государственного политического управления абсолютно не приспособленную функционировать в условиях суверенитета и независимости. Это факт, печальный, но факт, таковы реалии! Издержки такого государственного устройства мы с вами наглядно испытываем в настоящее время.

В 1999 году курс доллара США с момента введения национальной валюты кыргызского сома естественным образом достиг уровня 47, 8 сома за доллар США. Вплоть до событий на Украине и России, доллар колебался в коридоре 32,0 – 48,0 сома за USD. И вдруг резкое падение национальной валюты к СКВ в течение буквально одного года?! Главной причиной такого падения являются активные действия руководства страны по интеграции в Таможенный Союз и ЕАЭС. Безусловно, нашим американским и европейским «партнёрам» это не может понравиться, поскольку закономерно приведёт к смене центра геополитического влияния.

Что способно вызвать социополитическую нестабильность в Кыргызской Республике? Однозначно, ситуация в экономике! Если рычаги внешнеполитического давления на правительство не действуют, то возможности воздействия на финансовый рынок полноценно находятся в руках наших западных кураторов. Для нас по – прежнему вопросы бюджетной, тарифной, кредитно – денежной, налоговой и монетарной политик, завязаны на согласованиях с МВФ. Мы несвободны в принятии решений в этих ключевых для развития государства и общества проблем. Если полноценно осознать роль и назначение Национального Банка Кыргызской Республики, то он представляет собой тот институт государственного регулирования, на который возлагается главная функция организации финансового рынка, способствующего эффективному развитию отечественной экономики. По Закону «О Национальном Банке Кыргызской Республики», ни Жогорку Кенеш, ни Счётная Палата, вообще никто не могут подвергать проверке это учреждение, без особого разрешения международных аудиторов, а таковое получить практически невозможно. НБ КР напоминает собой некий анклав типа «иностранного посольства в государстве». Правительство и парламент в идеале должны были бы рука об руку сотрудничать и взаимодействовать с этим учреждением и ставить перед ним задачи, актуальные на конкретный момент времени, ответы на которые должен находить НБ КР. В нашем случае Национальный Банк поставлен на роль «виртухая на вышке», который следит за «зэками», чтобы они передвигались в пределах, отведённых для них особых локальных зон. К сожалению, роль нашего Национального Банка свелась к роли статиста, который не ведает, что творится в коммерческих банках страны, кроме соблюдения ими установленных параметров. Мы не можем похвастать эффективностью центрального банка государства. Финансовый рынок создан, а экономика эффективно не развивается, значит «лошадь» не тянет за собой «телегу»?! А это говорит о качестве этого учреждения.

Между тем, Национальные Банки несут окончательную ответственность за уровень инфляции в стране, наряду с правительствами. Инфляция контролируется ими посредством различных механизмов, влияющих на количество денег в экономиках стран, которые центральные банки по идее могут создавать. Они не дают прямых распоряжений относительно состояния уровня инфляции, но направляют свои указания о необходимости изменения ключевых процентных ставок для всех коммерческих банков страны. К тому же Нацбанк является регулятором управления рисками. И вот, исходя из объективных возможностей нашего Национального Банка, что можно было бы предпринять в условиях падения сома по отношению к доллару США, и чего не предпринимают ни правительство, ни Жогорку Кенеш, ни администрация президента, ни сам НБ КР, ни все вместе путём совместных усилий?! А сегодня это как никогда важно, потому что мы приближаемся к цейтноту, после которого будет восстановиться ещё долгое время весьма затруднительно.


Что является главной причиной падения национальной валюты по отношению к USD? Повышенный спрос на эту валюту в условиях искусственно созданного дефицита на неё Можно ли применять в таких случаях нестандартные меры по защите интересов предпринимателей, иных заёмщиков, кроме того, что стандартно осуществлять валютные интервенции, растранжиривая ЗВР? Я думаю, что не только можно, а крайне необходимо! Уровень закредитованности юридических и физических лиц ежегодно возрастает, если не сказать, что долги «домокловым мечом» висят над всеми заёмщиками. В структуре займов валютные кредиты гораздо превышают займы в национальной валюте, а выручку все мы получаем в сомах. Удивительно, что предприниматели пытаются изо всех сил сохранять цены на товары и услуги, если и повышая их, то в пределах разумного. Представляете, в каких объёмах они нуждаются в СКВ для осуществления ежемесячных платежей по ранее полученным кредитам, поддерживая спрос на валюту?! СПРОС НА ВАЛЮТУ ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ И ПРИЧИНА ПОВЫШЕНИЯ КУРСОВ. На маленьком примере вы можете понять, о чём таком идёт речь, а потом представить проблему в масштабе. К примеру, в 2012 году некто получил кредит в сумме 30000,0 долларов США под 19% годовых, при курсе 45,0 сомов за один доллар США. Ежемесячный платёж заёмщика составляет 779,0 долларов США, а курс вырос до 64,0 сомов за бакс. 779 Х 19 = 14801,0 сомов, это потери только на курсовой разнице. Ему осталось платить 2 года, а курс продолжает расти, риски увеличиваются. Кто в этом случае не проиграл, а только выиграл? Коммерческие банки и микрокредитные компании, вот кто застрахованы на все 100% и заработают при любых раскладах. Теперь представьте, что таких заёмщиков десятки тысяч по стране и суммы займов различные?! Эта категория граждан и юридических лиц поддерживает спрос на СКВ объективно, и он выливается в десятки миллионов долларов ежемесячно.


Как в этом случае снижать спрос на валюту и есть ли выходВыход есть всегда, если включить творческое мышление, а не пользоваться инертным тупым правоприменительным. В этом случае, по согласованию всех ветвей власти и НБ КР необходимо снизить давление на бизнес, путём реструктуризации долгов, продления его сроков ровно настолько, чтобы ежемесячные платежи уменьшить в два раза. Распределяя риски между участниками экономических отношений, а коммерческие банки тоже относятся к таковым и получают свои прибыли, эксплуатируя наше экономическое пространство, банки должны снизить % ставки хотя бы на 2 – 3 %. Ведь каждый %, это спрос на СКВ, а в совокупности это имеет колоссальное значение. Что касается микрокредитных компаний, то я не говорю уже о том, что это «экономические киллеры», которые препятствуют развитию, а не помогают. Их необходимо принудительно обязать снизить % ставки до 18 % годовых, и на будущее запретить применять более высокие ставки. При этом также реструктурировать долги на адекватный срок, добиваясь снижения нагрузки в два раза. Риски кредиторов не особенно возрастают, так как залоги остаются в прежнем виде, основные долги будут возвращены, и лишь незначительные потери на % ставках. В критических ситуациях каждый обязан подвинуться в своих интересах и выгодах, а не наживаться на чужих проблемах, взирая безучастно на гибель предпринимательского класса, за счёт которого коммерческие банки жирели всё это время. Форс – мажор, это обстоятельства непреодолимой силы: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, то есть то, чего никто не в состоянии предвидеть, а уж тем более преодолеть. Как вы себе представляете, что заёмщики в одиночку, должны это сделать, без вмешательства Правительства, Жогорку Кенеша и НБ КР?! Закон, это то, как мы решим, и не более того, а иначе, законы не нужны! Самое время понять, что такое суверенитет и воспользоваться этим обстоятельством. Такие масштабные проблемы надо решать сообща, мы все плывём в одной лодке, если коммерческие банки и прочие субъекты вторичного финансового рынка надумают грести в другую сторону, это может перевернуть лодку. Говоря о партнёрстве между банками и клиентами, надо подтверждать пустые слова реальными делами, а не так, как это было всегда, времена меняются и это надо понимать, держа нос по ветру. Удивительно, что никто этого пока не предлагает…


Что происходит, когда наш условный заёмщик, а в макропараметрах и все остальные заёмщики, теряет только на курсовой разнице 14801, 0 сом? К примеру, он отказывается купить в текущем месяце новые обои, которые планировал переклеить. Продавец обоев в результате отказывает себе в покупке велосипеда для сына; продавец велосипедов также вынужден потерпеть с заменой окон, а продавец окон отказывает себе отметить свой день рождения в кафе и так далее по принципу домино. В экономике это называется рецессия, то есть замедление процессов обмена товарами и услугами. Снижение товарооборота не может не оказать влияния на уровень ВВП, а это, в свою очередь, на пополнение бюджета. Если предположить, что НБ КР применяет стандартный метод интервенций на валютный рынок, то надо понимать, что резервы, рано или поздно, истощаются, на то они и резервы. Таким образом, посредством косвенных манипуляций, правительство принуждается обращаться к МВФ за получением внешнего займа, поскольку в экономике государства происходят процессы, не обещающие ничего хорошего. А эта международная структура ставит кучу условий, точно так же, как она делает сейчас на Украине. Делается всё, чтобы не мытьём, так катаньем, создать препятствия для планомерной интеграции Кыргызстана в континентальные таможенный и экономический союзы….


Нас загоняют в цейтнот, когда развязываются руки прозападных либеральных политиков. У них возникают аргументы в пользу евроамериканской ориентации и все основания совершить очередной переворот, поскольку граждане в определённые жизненные моменты начинают думать желудком, а не головой. Михаил Жванецкий очень хорошо сказал: «Когда человек знает, как сделать, но сам уже не может, он – тренер. Когда человек не знает, как сделать, но может этому научить, он – профессор. Когда человек не знает, как сделать, не может этому научить, но может наказать за то, что всё делается не так, он – президент». К этому остаётся лишь добавить: «а если президент не может и наказать за то, что всё делается не так?!». Если глава государства не проявляет политическую волю, то появляется шанс довести народ до безумия, а потом обезумевшая толпа провоцируется проявить волю толпы! Разве не так осуществляются «цветные революции»? Вполне укладывается в стандартную схему. Тут ещё и полномочный представитель правительства США нарисовался на горизонте, вызвав кучу кривотолков. Пока нам известно то, что он любит кошек и собак, из чего можно было бы осторожно заключить, что «кошки и собаки» весьма недружелюбны друг к другу?! Мы имеем и «кошек» и «собак», которых стравливают……


В сложившейся ситуации мне видится геополитическая каверза в виде «свиньи, которую нам подложили». Если ситуация будет развиваться своим чередом, то она закончится социальным взрывом, потрясением такой мощи, которую мало кто себе представляет, судя по поведению правящего политического класса. Для ЕАЭС это будет означать недоброе предзнаменование, для России открытие «второго фронта» на азиатском направлении. И поскольку проблема всё же не локальная, и может затронуть интересы всех наших соседей, не исключая Китай, в её разрешении должны участвовать все, если наше политическое руководство сможет внятно обозначить суть и смысл разворачивающихся событий и возможных последствий. Когда мы говорим о средствах решения проблемы, встаёт главный вопрос: «В наших ли руках сами средства решения этой проблемы? Достаточно ли у нас собственных сил самостоятельно решить возникшую проблему? Такова ли острота проблемы, чтобы её незамедлительно решать? И опасны ли возможные последствия по сравнению с тем, что решение проблемы требует некоторого отхода от инструкций?». Пусть над этим поразмыслят государственные мужи, которые пять лет назад уговаривали народ голосовать за них, а вместе с ними и те, кто добрался до вожделенных кресел в правительстве. Центральный банк страны необходимо превращать в Национальный, не по названию, а по содержанию. Если и дальше в стране будет функционировать «иностранное посольство», наша денежная система всегда будет зависеть от благорасположения или недовольства глобальных центров влияния, а значит, перманентные социально – экономические потрясения станут такими же естественными, как перемена погоды. Об этом надо, наконец, серьёзно подумать, если есть чем думать…


Что касается других методов решения проблемы, то ЗВР, можно использовать не на интервенции на валютный рынок, а на пополнение кредитных портфелей коммерческих банков, для удовлетворения спроса на СКВ предпринимателей. В этом случае резервы в полном объёме вернуться со временем на место. Ошибки имеют следствия, мы будем ещё долго испивать чашу своих прежних ошибок. Главная из них естественно заключается в структурном экономическом кризисе, и мы не сможем бесконечно долго жить за счёт тотального импорта товаров, при удовлетворении потребительского спроса. Это означает, что никакой СКВ не хватит для тех, кто толком ничего не производит. Время появления необъяснимой из параллельного мира валюты подошло к концу. Мы к этому объективно не готовы, потому что правительство не понимает сути самой проблемы, а тем более её причины. Именно сейчас настал тот самый час, когда мы должны решиться на введение в обращение вспомогательной валюты «Алтына» для устранения дефицита монетизации экономики. Эта валюта исключительно для внутреннего обращения и не конвертируется в СКВ. Общество должно увидеть, наконец, смелые, решительные и уверенные действия властей. С населением тоже необходимо вести разъяснительную работу, поскольку даже пенсионеры свои гробовые деньги пытаются конвертировать в доллары, пусть даже в самых маленьких количествах. Мы знаем, что с миру по нитке, голому на петлю хватит. А нам важно тотально работать на снижение спроса на СКВ всеми доступными, законными и разумными средствами. Национальные банки выступают в роли «пожарных» для всех коммерческих банков страны. Их помощь на профессиональном жаргоне называется: «кредитом последней инстанции» и «системой управления рисками».


То о чём сказано выше, вписывается в концепцию общих целей и задач, возложенных на центральный банк, независимо от содержания инструкций, которые возможно сковывают свободу действий этого учреждения и правительства. В любых ситуациях не мешает сохранять чувство юмора, и было бы уместно припомнить старый добрый анекдот. Леонид Ильич принимает Маргарет Тэтчер. Перед ним кладут доклад, и он начинает читать: «Уважаемая, Индира Ганди!». Затем поднимает в недоумении глаза и понимает, что перед ним сидит Маргарет Тэтчер. Снова опускает глаза в доклад и повторяет: «Уважаемая, Индира Ганди!». Ему на ухо шепчет помощник: «Леонид Ильич, это Маргарет Тэтчер!». Он отвечает помощнику: «Я знаю, но здесь так написано!». Правительство часто находится в ситуации, когда протокол выше всякой логики и здравомыслия. Разум ответственных за нашу жизнь людей замурован в бетон формуляров, инструкций и протоколов, несмотря на то, что граждане реально страдают и мучаются.


Жизнь требует нестандартных волевых решений и генерации оптимальных идей, а бюрократическое мышление главное, что нам всегда мешает эффективно решать проблемы. Коммерческие банки вместо того, чтобы именно сейчас удлинять сроки займов, делают всё с точностью до наоборот, предпочитая краткосрочное кредитование. Однако, при этом не мешало бы обратить внимание на то, в каких объёмах скупают валюту на торгах, проводимых НБ КР их валютные отделы. Они нередко способствуют нагнетанию ажиотажного спроса на СКВ, создавая излишние её запасы. Этот момент требует тщательного контроля со стороны главного регулятора. Так, покупая на торгах СКВ в моменты интервенций, можно преследовать иные цели, нежели стабилизация курса национальной валюты к USD. Выдавая на валютный рынок мелкими дозами СКВ, вместо того, чтобы сбить спрос одномоментно, спекулянты каждую партию валюты продают дороже, чем вчера. Результат следует прямо противоположный, хотели как лучше, а получилось как всегда! НБ КР останавливает свою миссию на полпути, а что происходит дальше, в чём заключаются махинации спекулянтов, они не понимают. Кто скажет, почему банки не используют такой вид залога, как товары в обороте, это успешно применяется в соседнем Казахстане, не говоря о том, что это мировая практика?! Наши банки даже не располагают квалифицированными специалистами по экспертизе бизнес – проектов, а то, чем они руководствуются полная туфта и филькина грамота для отчёта. О качестве нашей банковской системы надо серьёзно подумать, потому что банки должны активно способствовать эффективному развитию экономики, а этого, увы, не происходит.


Мы постоянно слышим от нашего правительства о его задаче ускорения темпов роста экономики, а задумывались ли вы над тем, за счёт чего в нашей стране происходил этот самый рост экономики? Ежегодное увеличение объёмов ВВП по сравнению с прошлым годом, как – раз и составляет те самые желанные темпы роста экономики. Но этот прирост происходил все эти годы не за счёт роста отечественного товарного производства, а за счёт увеличения совокупных объёмов торговой надбавки у импортёров товаров. С точки зрения качественных характеристик, это нисколько не прибавляло стране экономической безопасности и устойчивости. Межотраслевой структурный экономический баланс всё больше походил на «рахита с огромным животом», при общем истощении организма или, выражаясь натурально, развивалась единственная отрасль оптово – розничной торговли, при одновременной деградации других отраслей экономики. Рост потребления все эти годы шёл не на пользу Нации, а вся добавленная стоимость утекала в страны – экспортёры ширпотреба, развивая у нас безработицу. Происходило выдавливание населения за рубеж, поскольку трудоустроить всех в единственную отрасль экономики не представляется возможным.


Если голодному человеку рассказывать о том, как через год – два подрастёт бычок, какое у него вкусное и полезное мясо, то на определённом этапе, не исключено, что озверевший от голода съест рассказчика?! Точно так же, когда правительство страны докладывает гражданам о спасительной роли горно – добывающей отрасли и какие она сулит перспективы, наряду с туристической отраслью, в то время, когда заёмщикам нечем платить по кредитам, желание танцевать от этих докладов правительства пропадает. Да и могут ли экономисты гарантировать последствия для экологии в дальней перспективе, для ледников, а это на секундочку водные ресурсы страны?! Мы не можем по сей день решить проблемы с существующими хвостохранилищами, а нам хотят добавить кучу других. Что случилось у японцев с АЭС на Фукусиме? Расходы на устранение последствий от аварии в сотни раз превышают доходы, полученные от её эксплуатации! Курочка в гнезде, а яичко в курочке, появится ли оно это ещё большой теоретический вопрос, а нам говорят чистить сковородку. Обвал национальной валюты по отношению к СКВ в данный момент времени реальная проблема для всех. Предложений по решению проблемы нет! Складывается впечатление, что ответственные за решение этой проблемы должностные лица, даже не представляют себе весь комплекс неотложных мер по снижению давления на бизнес, вот поэтому и рецессия. И ещё маленькая ремарка, говорят: как вы лодку назовёте, так она и поплывёт…


В результате бесконечных структурных реформ государственного управления, министерство экономического развития превратилось просто в министерство экономики, вместо того, чтобы стать министерством экономического регулирования?! А поскольку оно не регулирует экономические процессы и не влияет на их ход, то можно ли ожидать серьёзных предложений по вмешательству в создавшуюся ситуацию? Отсюда не может быть нужной координации между правительством, парламентом и НБ КР. Инициатива в таких случаях должна исходить от правительства, на то оно и правительство, если такой термин вообще применим в нашем конкретном случае?


Мне как – то представилось, что один из бывших председателей правительства или руководителей НБ КР сядет и напишет книгу под названием «Явка с повинной», в которой открыто, без обиняков, опишет все «подводные камни и течения», которые напрягали его, в бытность руководства НБ КР или правительством. Но почему – то ни у кого из них не хватает смелости сделать это. Можем ли мы надеяться на то, что кто – то из действующих государственных должностных лиц взъерепенится и отчебучит нечто подобное? Наверное, только дома на кухне, когда нет жены, грохнет кулаком по столу и с опаской оглянется вокруг, не записывают ли его?! Все держатся за свои кресла и молчат в тряпочку, подчиняясь инструкциям. Критиковать они начинают, когда лишаются власти, да и то, как правило, не по существу.


А чтобы было по существу, нужно глубоко понимать корень проблем существующих и возможных. У нас всё же не столько кризис национальной экономики, сколько кризис управления ею…


С уважением,

Мурат Мусабаев

30 марта 2015 года.

Добавить комментарий

Регистрация
Регистрация