МЕНЮ

К ВОПРОСУ О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ.

В этой статье будет переосмыслена философия, доступная всякому размышляющему человеку, способному задать себе важный вопрос: «А надо ли мне это?», и имеющему мудрость ответить самому себе на поставленный вопрос. Мне довелось услышать рассказ о двух человеках, которые на определённом этапе жизни были близкими неразлучными друзьями.

Их объединяла не только дружба, но и служба в Управлении Внутренних Дел одной из областей, одной из республик Советского Союза. Один из них возглавлял отдел по выдаче виз и регистрации населения; карьера второго возвысила его до должности заместителя начальника УВД. Их семьи были близки почти как родственные, и ни один праздник не отмечался отдельно друг от друга. В масштабе области эти два человека обладали широкими возможностями и влиянием, казались, как сейчас мы это понимаем, непотопляемыми. Каждый из них имел личную автомашину марки «ГАЗ – 24» (Волга), в то время, как простой смертный гражданин не всегда мог мечтать о «Москвиче – 412». Им в голову пришла гениальная идея взять под свой полный контроль процесс возвращения на историческую родину немцев и евреев. Уехавший репатриант уже не даст показаний против кого – либо, хотя бы потому, что он счастлив от того, что выбрался туда, куда он хотел, а всё остальное уже перестаёт иметь значение. «Земной Рай» имеет свойство когда – нибудь заканчиваться, как всё материальное, а потому невечное. Начало конца может быть предсказано с момента, когда человек теряет бдительность и уверует в то, что «рай», созданный его иллюзиями будет продолжаться вечно?! Таким образом, в один обычный день, похожий на все другие, среди «ясного неба грянул гром»! Одному из собирающихся выехать пришла в голову мысль пожаловаться на произвол и безмерную жадность, да не партийному руководству области, а повыше, в Комитет Государственной Безопасности СССР. Этот человек размыслил правильно. Надо выйти за рамки стандартного мышления и превозмочь свой животный страх, сковывающий ясное понимание и видение проблемы, вместо того, чтобы искать то, чего у него не было и не могло появиться из ниоткуда, а именно той суммы денег, которую от него потребовали за выезд из Советского Союза. В результате грамотной комбинации, в виде оперативной разработки на протяжении двух лет, были собраны все до одного доказательства, выявлена цепочка взаимосвязей и роль каждого звена этой коррупционной цепочки. Романтичная часть этой поучительной истории на этом закончилась, началась история другая, о которой никто не думает…
На протяжении всего следствия два друга топили один другого и валили вину один на другого. Их семьи впали в истерию взаимной ненависти и лютого презрения. Сколько здравиц и тостов было произнесено на их совместных посиделках, сколько «искренних» пожеланий было сказано друг другу и вот тебе на?! Неужели всё было враньём, и не тем, что они имели в виду, когда восхваляли друг друга?! Нет, все эти слова лишь выражение своего собственного настроения и состояния сознания в текущую минуту. Довольство жизнью заставляет человека говорить ей тосты, петь дифирамбы и констатировать факт сиюминутного счастья. Но мало когда эти слова адресованы тем, кому они направлены, это слова самому себе и о самом себе. Это в глубокой древности люди желали друг другу, не думая в этот момент о самом себе. Они знали цену пожелания и свою ответственность за слова и мысли, а более чувства, вложенные в эти слова. Потом всё стало медленно, но верно меняться, слова стали терять прежний смысл, а чувства, как «хамелеоны» меняли свою окраску в зависимости от ситуации. Человек стал приспосабливаться, вместо того, чтобы просто жить. Так мы научились быть теми, кто мы есть теперь на самом деле. Хотя надо признать, что душевная тоска, лежащая на глубине души, придавленная камнем, нет – нет, да и выдавит слезу, отдалённо напоминающую милосердие и даже сострадание. Тот уже мудрец, кто поймает в самом себе лжеца, научится его распознавать хотя бы через раз и вести с ним разговор на тему утерянной морали. Сегодня общение без примеси лжи, это как чай без сахара или водка без воды. Кому же хочется питаться горьким, обжигающим и несладким, когда мир полон соблазнов, прелестей и страстей?! Итак, двое бывших друзей попали в одну колонию усиленного режима, потому как для сотрудников милиции было предусмотрено одно исправительно – трудовое учреждение на всю Среднюю Азию. Как – то так сложилось, что прежние звания, иерархию подчинённости в колонии не принимали во внимание. Здесь, в новых условиях среды, все снова становились «рядовыми» и были принуждены сложившимися обстоятельствами жизни проявлять сноровку и смекалку, но выяснялось, что иной бывший сержант гораздо более приспособлен к жизни, чем генерал, раздавленный душевными муками и воспоминаниями о былом. Так наши уже знакомые товарищи, попали на общие для всех работы, где всё чаще приходилось применять руки и ноги, а также напрягать мышцы спины и брюшного пресса. Преимущество заключалось лишь в том, что теперь голова была свободна для пространных размышлений, на которые совершенно не находилось времени там, на свободе, будучи загруженной непосильными заботами о делах государства. Но и в колонии, как и раньше на каторге, существуют свои основания и причины для приятной радости, и не менее значительные, чем те, которым мы привыкли радоваться на свободе. Так одного из них, в прошлом в звании полковника, трудоустроили на шлагбаум. В его обязанности входило своевременно открыть его после того, как выяснялось, что въезжающий и выезжающий транспорт не обременён никакими запретами и ограничениями со стороны администрации колонии, а также осмотра груза охраной и регистрации факта прохождения поста, чем он и занимался. Он снова вернулся к авторучке и журналам, что было некогда его привычным средством производства. Здесь жизнь освободила его от перетаскивания тяжёлых предметов, стояния у станка и нужды укладываться в установленные нормы выработки, и он был снова доволен этой жизнью. Через некоторое время второй товарищ устроился на хлеборезку, если бы вы только могли себе представить все преимущества этого рабочего места и состояние радости тех, кто туда устраивается, вы бы искренне позавидовали тем, кому удалось туда попасть, по счастливому стечению обстоятельств и случайностей судьбы?! Легко догадаться, что тот, кто стоит на раздаче хлеба, находится в непосредственной близости и к маслу. Теперь сама жизнь доказала ему, что нынешнее его положение ничем не хуже прежнего, а в чём – то даже и лучше, ибо прошлое состояние счастья было иллюзорным и подразумевало в будущем потенциальную перспективу, в том числе и тюрьмы. Ныне же, находясь уже в тюрьме, перспективой является СВОБОДА, а ощущение этого счастья РЕАЛЬНОСТЬ! Вы не поверите, но, не договариваясь между собой, по причине сохранения лютой вражды, возникшей на стадии предварительного следствия между ними, они почти одновременно пришли к таким открытиям в области философии, о которых не помышляли философы глубокой древности?! Они осознали то, что люди, в условиях свободы действий, не ценят мелкие радости и даже не понимают в полной мере состояния свободы и возможностей в условиях этой свободы. Такое впечатление, что люди как будто только и думают о том, как угодить в тюрьму и делают всё для того, чтобы это произошло?! Однако, я вам замечу, что сидеть в тюрьме, это прерогатива для избранных и это вполне серьёзно, потому как лучшей школы для упражнения в занятиях философии на земле не отыскать…
В Советское время для чиновников – корыстолюбцев были предусмотрены недетские сроки изоляции, от 10 до 15 лет лишения свободы. За это время на свободе оканчивают институт, аспирантуру и докторантуру, добиваясь звания «Профессор». Из колонии в лучшем случае освобождаются с кличкой «профессор», но с фундаментальными знаниями в области практической жизни, в отличие от мирских профессоров, имеющих о ней только теоретические представления, зачастую даже не прикладные к ней. Как – то раз, после бани, «отставной полковник» в состоянии умиротворения и полного ощущения реального счастья, сидел и размышлял за кружкой чая с сигаретой в руках. Он прикидывал в уме результаты, которых он достиг в колонии. Во – первых, у него есть хорошая работа, это раз. Во – вторых, он имеет четыре трёхдневных свидания в год, это два. В – третьих, ему разрешено мыться в бане один раз в неделю вне общей помывки осужденных, то, чего удостаивается далеко не каждый лишенец. В – четвёртых, у него всегда имеется свой чай, сигареты, хорошее мыло, печенье и иногда то, что здесь считается почти баловством. Но, здесь его осенила гениальная мысль, сокрушающая многие мирские истины до их основания! Неужели надо было садиться в тюрьму, чтобы иметь возможность работать на непыльной работе, мыться без ограничения во времени в бане с хорошим мылом и мочалкой, пить душистый чай с сахаром и даже конфетами, иметь свидания с собственной женой четыре раза в год по три дня?! Надо то только и было, чтобы вовремя осознать ценность маленьких радостей, доступных всякому из нас каждую минуту на свободе! А ещё он понял, что люди совершенно не понимают ценность друга и дружбы, соединяя это понятие с возможностями, влиянием и перспективами, тех, кого мы записываем в друзья или сами набиваемся в таковые к кому – либо. Чтобы осознать до глубины сердца цену, тех, кто благоволит к нам в качестве мужей или жён, не обязательно садится в тюрьму или шляться по «тёмным закоулкам» свободной жизни. Надо просто научиться ценить ценное, обладая им, держа его в собственных руках, а не мечтательно закатывать глаза и думать, что бы это такое замутить ещё, чтобы улучшить лучшее?! Улучшать хорошее, только его портить! К таким замечательным мыслям пришёл «отставной полковник», пришёл к этому и его друг «отставной подполковник», каждый по – своему, не договариваясь. Жизнь сама принудила поразмыслить над этим, в условиях ограничения ареала обитания, сокращения потребительских возможностей и перемены значения и роли жизненных ценностей…
Кто – то сказал, что всё познаётся в сравнении! Это соответствует правде в случаях, когда человек не был воспитан в семье и Обществе в условиях провозглашения настоящих жизненных ценностей, имеющих реальное значение для человека. Не всё является для человека реальной жизненной ценностью, что рекламирует окружающее его пространство и ареал обитания. Мудрость – это умение жертвовать ненужными вещами, которые лишь на первый взгляд выглядят ценными, но устаревают при частом употреблении. Реальные жизненные ценности не устаревают даже в веках и тысячелетиях. На современной элите, хотя в данном случае, я употребил это слово условно, расположенной в политике, науке, искусстве, учреждениях культуры и бизнесе, лежит историческая ответственность за умы будущего поколения. Не снимается ответственность и с криминального сообщества, тех, кто отвечает за справедливые устои и миропорядок в условиях «учебного заведения» под названием ТЮРЬМА, до тех пор, пока в ней не отпадёт необходимость в силу эволюции совокупного Сознания и Менталитета Общества. Когда власть сращивается с криминалом, портится и то, и другое, что называется «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга», ни людям ориентиры для распознания хорошего и плохого. Итак, господа хорошие, не следует верить в иллюзию, что «летать можно научиться», только забравшись на крышу «Белого Дома», надев «крылья» президента или депутата. Сначала нужно научиться забираться на верхушки гор, доступные абсолютно каждому человеку и научиться летать оттуда. Иначе, мы рискуем привнести в Общество глубочайшие разочарования и сожаления, вместо того, что обещаем людям, а более своим детям: счастье, радость и условия для самореализации. Я анализирую все ваши предложения и обещания, розданные в изобилии Обществу, но не нахожу среди них сколько – нибудь достойные и отвечающие реальным запросам людей. В подавляющем большинстве случаев, желаемое выдаётся за действительное, а личные намерения за общественные запросы и потребности?! Некоторые из вас, утверждают, что автор занимается не иначе как глупостями и сказками, тогда как сами вы взвалили себе на плечи непосильную ношу и заботы о всенародном благе и процветании. Но, это очередная иллюзия вашего воображения, ибо одна только эта статья имеет смысла больше, чем все программы ваших политических партий вместе взятые, с дорожными картами и прочими нелепостями в придачу. Если ваши посылы не пробуждают у внимающего собственные позитивные размышления и воображение и не делаются правильные выводы, то следует менять стратегию действий и побольше узнать о том, что реально волнует народ…


С уважением

Мурат Мусабаев
30 мая 2014 года.

Добавить комментарий

Регистрация
Регистрация