Для любого человека важно было бы понять, что представляет собой его Сознание?! Это только на первый взгляд, кажется, что мы имеем об этом ясное понимание, на самом деле, это далеко не так. Мы путаем или смешиваем понятия Сознание и Ум, совершенно разные аспекты человеческого естества. Именно благодаря Сознанию человек понимает себя живым наблюдающим субъектом в окружающем его мире, и только в связи с ним, функционирует наш Ум, прочно связанный с природой тела.
Чтобы представить себе это адекватно, достаточно обратить внимание на то, что во сне Сознание продолжает свою деятельность, тогда как Ум и тело отдыхают. Сон, это Сознание, отражающее состояние Ума, как «зеркало», отражающее изображение телесной формы человека. Сознание и есть то, что человек называет своей Жизнью, не умственной деятельностью по поводу чего бы то ни было, а просто Жизнью.
Сознание не прекращает свою функцию ни днём, ни ночью. Более того, оно не прекращает свою деятельность и после смерти, а чему человек не готов поверить Умом, так это тому, что Сознание существует до самого факта нашего рождения на этот свет. Именно Сознание обеспечивает процесс зачатия, формирования зародыша в материнском чреве, а затем его рождение и развитие. Наше тело, это плод деятельности Сознания, постольку Сознание первично, а материя вторична. Чувства это свойство Сознания или психические реакции Сознания на деятельность Ума, по этой причине мы имеем переживания, проявляем эмоции, рождаем желания и выражаем их в действиях. Сознание можно определить как психический храм человека; поле, в котором действует Ум: сеет, пашет и жнёт. Горе нашего мира заключается в том, что Сознание оказывается в порабощении Ума, эксплуатируется им с единственной целью получать удовольствия.
Если вам кажется, что у вас одно Сознание, а у другого человека оно другое, это не так, оно совершенно одно и то же?! Такое восприятие происходит от того, что у вас один Ум, а другого человека другой, наподобие персонального компьютера. Но все компьютеры на земле объединяет ЕДИНАЯ СЕТЬ, в нашем случае СОЗНАНИЕ. Однако, вашу сущность делает индивидуальной не Ум, а глубинный Разум, который мы называем Подсознанием, источником интуиции. Но, персонификация личности происходит действительно от Ума, по причине его эгоистической природы. Ум, это наше низшее «я»! И, как вы понимаете, изменить мир, страну или свою личную жизнь, опираясь на низшее «я», это всё равно, что отпустить уздечку у своего осла и довериться его разумению, куда он привезёт?! В Новом Завете сказано, что «Небо – престол Бога, а земля – подножие его ног». Перефразируя эту мысль можно сказать, что Сознание есть внутреннее Небо человека, а тело и Ум – Земля. Отсюда и духовно – материальная структура человека, поэтому человек есть продолжение как Земли, так и Неба, сливающихся в нём воедино. Когда верующие люди, рассуждая о вездесущности Бога, тычут пальцем в Небо, это означает, что они не осознали Его в себе, непрекращающегося Его Присутствия в своём Сознании. Это всё равно, что держать ключ в руке и искать его по всей квартире?! Многобожие и идолопоклонство возникло от того, что персонифицированный Ум каждого человека нарисовал на полотне своего Сознания собственное изображение Бога, отделив своё Сознание от Сознания всех остальных, хотя оно такое же совокупное и коллективное, как Единый неделимый Бог, выражающий Себя в человеческом Сознании. Умом это понять сложно, поскольку если воткнуть иголку в тело вашего соседа, вы эту боль не почувствуете. Даже если человека распять на кресте или четвертовать, самые сострадательные и милосердные люди поохают, поахают, да и разойдутся себе восвояси. Милосердие и сострадание от Ума поверхностное и ложное.
Телесный Ум человека воспринимает окружающую его действительность внешними органами восприятия: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. Более глубокое понимание жизни происходит посредством раскрытия внутренних органов восприятия, но они, как правило, нами не раскрываются. Поэтому внутреннее Небо человека остаётся для него закрытым, тайной, покрытой мраком. По горизонтали мы развиваемся, по вертикали развитие останавливается, прекращая духовный рост. Горизонтальное развитие человек называет научно – техническим прогрессом, в который он чем больше углубляется, тем более прекращается его духовный рост. Настоящее религиозное знание древних предков учило тому, что смерть не прекращает деятельность Сознания. Она означает постижение иных смыслов следующего уровня, что предполагает оставление тела, ума и Эго. О том, что такие уровня Сознания существуют, они узнавали уже при жизни на земле, потому что прозревали их в результате духовных практик. Люди не боялись смерти, считая эту фазу жизни новым витком её развития. Они не просто верили, они знали об этом точно, поскольку главной целью их жизни было ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Цели нынешнего человечества изменились, они обмельчали и утратили масштабность смысла жизни людей на земле. Если бы современные люди понимали сон, как коридор между этим миром и иным, и так же знали, что человек с неразвитым Сознанием, долго не может проснуться, чтобы открыть дверь на следующий уровень Сознания, они бы круто поменяли свой образ жизни и представления об её ценностях. Проснуться необходимо уже здесь, от иллюзий и соблазнов житейской суеты. Проспавший жизнь здесь, продолжит спать и после смерти.
В этой жизни растут и развиваются тело и Ум, Сознание получает жизненный опыт, состоящий из чувственных переживаний, эмоциональных нагрузок и принятия решений в форме согласия или несогласия с посылами Ума. Сознание человека, это символическая книга его дел, в которую записывается, как на флешку, весь опыт жизни человека. Можно применить слово Понимание. Оно не является активным действием, хотя это не является в то же время и бездействием. Наше Сознание можно считать носителем Жизни. Активной составляющей Сознания является Разум, экстраполирующий силу на работу Ума. Творец наделил человека частичкой Себя. Эта частичка и есть немеркнущее непрекращающееся Сознание, не имеющее размера и пределов. От человека зависит, будет ли его Сознание ничтожно мало, либо беспредельно велико. Если Бог наделил человека Сознанием на пике горы, то он мог бы так и оставаться на самой вершине этой горы. Но для того, чтобы он мог постичь свойства и возможности деятельного Разума, приходиться спуститься даже не на равнину, а в низину и подняться вновь на вершину. Создатель не уничтожает того, что создал, напротив, совершенствует каждое Своё творение. От вершины горы до низины существует семь ступеней или уровней Сознания, но опускаясь, человек забывает ступень, с которой он спустился и для него реальностью представляется только ступень, которую он воспринимает окружающим его миром. Быть умным недостаточно, потому что наш Ум ограничен одной ступенью Сознания, всё остальное для Ума кажется несуществующим, а значит не имеющим бытия. Ум не способен принять на веру то, что он не воспринимает внешними органами восприятия. Пусть даже в телескоп или микроскоп, но он должен убедиться в достоверности существования чего бы то ни было, чтобы объявить увиденное научным и доказанным. Быть сознательным и разумным, это совершенно другое дело…
Человечеству не хватает именно сознательности и разумности при очевидном избытке Ума. Попробуйте ощутить разницу между Умом и Сознанием. В этом деле вам окажет помощь то свойство Сознания, которое мы называем Совестью. Если ваша Совесть чего то не приемлет, а Ум продолжает провоцировать на определённое действие, то знайте, что этому сопротивляется ваше Сознание, частичка всеобъемлющего и вездесущего Творца. Две тысячи лет назад, человек по имени Иисус, отделивший свой Ум от Сознания, сказал, что Сознание человека и есть Христос, а его ученики называли за это учителя Христом. Апостол Иисуса Христа по имени Павел в своём послании к Коринфянам пишет: «если и знали раньше Христа по плоти, то ныне уже не знаем…». Бог не живёт в рукотворных храмах, Он присутствует и выражает Себя в человеческом Сознании. Мы называем это Жизнью, но продолжаем искать Бога на стороне, вне самих себя. Наш Ум воспринимает Сознание, благодаря которому он действует, ограниченно, не выходя за параметры тела. По этой причине и представления о Боге выражаются людьми через телесные формы, ибо Ум требует конкретизации, вне которой ему сложно воспринимать идеи и концепции, он так устроен и не может действовать иначе, как защитник телесных прав человека. Но этот защитник тела в человеке, приватизирует функции прокурора, судьи и правителя, верша единоличное правосудие и правление и объявляя завершением жизни человека смерть. Как может вести себя человек, живущий только один раз?! Наверняка постарается взять от жизни по максимуму?! Если бы вы, хоть иногда могли сосредоточить свой Ум на мысли о том, что он бессилен перед Сознанием, способным остановить умственную деятельность и поставить точку в любое мгновение, как единственный свидетель и наблюдатель всех его желаний, вы бы значительно приблизились к пониманию Бога. Смерти боится Ум, но не Сознание, для которого она означает лишь остановку умственной деятельности! Если вы отождествляете себя с Умом и телом, мысль о смерти всегда будет вызывать в вас страх, а если вы отождествляете себя со своим Сознанием, для вас смерть означает постижение новых смыслов на качественно иных уровнях Сознания и раскрытие новых возможностей.
Непривычный Ум при размышлении об этом может войти в стопор и отказываться от работы в этом направлении и это немудрено?! Ум создал массу привязанностей и привык действовать в направлении поиска телесных удовольствий и наслаждений. Не думайте, что от этой проблемы избавлены священнослужители и даже монахи, любого уровня. Для них эта проблема также велика, как и для любого прочего смертного, поскольку многие из них ищут Бога Умом, а не через Сознание. Те искатели, кто понял, что Бог есть Сознание, стали Святыми. Их прозрение и просветление заключается в осознании сопричастности самого человека к Творцу, который выразил Себя в их Сознании. Открытие для Святого заключается в том, что отделив свой Ум от Сознания, он понял, что Ум представляет собой демоническое начало, а человеческим началом, является Сознание. Наше тело, как одно из четырёх начал представляет собой всего лишь животный аспект, присущий любому другому виду теплокровных животных. Сознание, как проявление Жизни, имеет место благодаря Святому Духу, который есть Божественное начало в человеке, начало и конец всему сущему. Можно всю жизнь молиться в храме и просить Бога исправить Его ошибку, допущенную в отношении вас, поскольку вы не согласны с тем, что имеете и всегда просите прибавить или убавить данное вам, но так ничего и не получить от Него?! Отягощённое материальными желаниями Сознание не открывается духовной сферой. Оно сравнимо с птенцом, не вылупившимся из скорлупы, ограниченным пространством для деятельности телесного Ума. Вера в Бога, это вера в вечную Жизнь своего Сознания, вне зависимости от того, как вы это называете, каким образом это исповедуете и через какие книги приходите к этому знанию. Все Святые Писания мира несут только это знание…
Споры на почве религии происходят от Ума, но никак не от Сознания. Сознательная вера означает, прежде всего, понимание и называется истинной верой, хотя собственно это уже не совсем вера, поскольку базируется на знании, возросшем до понимания. В мире много слов, но каждый вкладывает в них свои оттенки значений. Иногда одно и то же слово для двух человек означает различную суть. Наиболее верным показателем единства понимания лучше принять единое чувство, возникающее при взаимодействии Сознания с Умом, играющим словами и их значениями. Это будет заметно по тому признаку, что не возникает желания спорить. Можно напичкать свой Ум религиозными догматами и знать наизусть целые отрывки Писаний. Но, если это всего лишь самолюбование материального интеллекта, характерное для телесного Ума, можно развить в себе самое плохое качество эгоистической праведности, мерзкой в глазах Бога. Этим недугом страдает, по сей день огромное число людей, называющих себя верующими. Богобоязнь, это требование для телесного Ума, который не ведает, что такое любовь, а понимает только страх, в целях его подчинения Сознанию, которому свойственно исключительно Боголюбие. То есть, это разные уровни восприятия и понимания религии. Человек, пробудивший своё Сознание, одновременно с этим раскрывается к Боголюбию, но происходит это от богобоязненности телесного Ума. Умный человек не может считаться полноценным, если он так и остаётся несознательным. Теперь вы в состоянии понять, что это разные вещи! История знает не одну тысячу умных людей, в том числе из среды священнослужителей, правителей или полководцев. Об их сознательности мы можем судить по историческим результатам, кто из них показал миру плоды своего Ума, а кто плоды прозревшего к истине Сознания…
Цивилизация Ума, сколько бы она не развивалась, постоянно упирается в конфликты интересов умных, но эгоистичных субъектов, и этому причина их несознательность. Это происходит на всех её уровнях: частном, национальном и общечеловеческом. Дело в том, что не спасает даже религия, поскольку межрелигиозная почва может стать не меньшей причиной для конфликтов, чем любая другая. Если внутрирелигиозные противоречия не преодолеваются столетиями, то, что говорить о межрелигиозных?! Изначально религия предполагала постижение людьми сокровенной тайны их собственного Сознания, психики и природы Ума и тела. Постижение тайны Бога было связано с постижением тайны самого человека, а конкретнее тайны человеческого Сознания. Логика такой постановки вопроса исходила из простого обстоятельства сотворения человека по образу и подобию Творца. Никакого другого пути к Богу, кроме как познать самого себя, не существует. Вера от Ума хуже атеизма, собственно это не вера, а тупая ревность о Боге, Которого верующий ещё не скоро узнает, разве что после смерти. Почему Бог не внемлет молитвам верующих и не реагирует на их мольбы? Потому что обращающийся ясно должен понимать, кому он молится, а тот к кому огромное число верующих обращается, не является богом. Сознание долготерпеливое и смиренное, и долго терпит кривляния Ума, какими бы выходками он себя не проявлял, как зеркало, отражающее любые перемены поз тела и мимики лица. В глубокой древности, ещё до существования всех известных мировых вероучений, учителя мудрости говорили, что Бог находится близко к человеку. Так они говорили о Сознании человека, благодаря которому в нём пребывает сама Жизнь. Его называли Книгой Жизни и источником мудрости, в которой хранятся все тайны Вселенной. Откровения пророками воспринимались через Сознание при абсолютно отключённой умственной деятельности.
Образ Бога запечатлён в Сознании человека, и вознося хвалу Всевышнему, надо знать, что эти качества сокровенные свойства вашего Сознания, которые необходимо раскрыть в себе, достигая реального подобия Создателю. В противном случае Творца можно хвалить всю жизнь пустословием от Ума, в котором Он меньше всего нуждается, поскольку это Ему ничего не прибавляет и не убавляет от Него. Мы рассуждаем о Сознании в основном с точки зрения ограниченной скорлупы физического тела, постольку вкладываем в слово значение «телесное сознание». В некоторых верованиях это называют «земной душой», но она есть лишь подножие ног нашего истинного Сознания, частицы Живого Бога в людях. Что означают слова: «Бог услышал мои молитвы!». Ты что кричал громче или молил Его дольше обычного?! Вы осознаёте теперь, что это слова от Ума? Настырный Ум пребывает тоже в долгих молитвах, но для него это то же, что и физические упражнения спортсмена. Такой Ум напоминает духовного культуриста, которому хочется дать по шее остальным хилякам и его так и прёт на подвиги. Ему хочется от великого Ума защищать Бога, вроде Тот нуждается в чьём – то покровительстве и не способен Сам разобраться с грешником. Фанатикам даже невдомёк, что их действия умаляют достоинства Всевышнего, ибо тогда Он не был бы Всевышним, если опирается на их поддержку. Жертвоприношения это удел Ума, но даже те из них, которые были допущены, имеют сакральную суть пробуждения Сознания, не более того, иначе они становятся идолопоклонством. Фанатичная вера и атеизм, это две стороны одной медали, две формы человеческого безумия, если это слово уместно в данном контексте. Прозрение собственного Сознания, это долгий духовный путь, полный мучительных исканий, ошибок и страданий, это и есть Великий Джихад…
Об Уме и Сознании в тексте Пятикнижия Моисея, книге «Бытие» эта же самая мысль на языке символики притчи в главе 49, стихах 13 – 22, говорится так: «И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую руку свою против левой руки Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвёл их к нему. Но Израиль простёр правую руку свою и положил на голову Ефрема, хотя сей был меньше, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был Первенец. И благословил Иосифа, и сказал: Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, пока я существую, до сего дня; Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих. Да будет на них наречено имя моё и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множестве посреди земли. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить её с головы Ефрема на голову Манассии. И сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это – ПЕРВЕНЕЦ. Положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился с ним и сказал: и от него произойдёт народ, и ОН БУДЕТ ВЕЛИК, но МЕНЬШИЙ его брат будет БОЛЬШЕ его, и от семени его произойдёт многочисленный народ. И благословил их в тот день, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии». Сознание, существующее до материи – Первенец, но предустановлением Бога в этом мире, оно служит Уму – меньшему, символизированному Ефремом. Манассия, его символический старший брат, метафора человеческого Сознания, обслуживающего Ум.
В исламской религиозной традиции перед молитвой приветствуется ангел тьмы, путём поворота головы налево и ангел света, поворотом головы направо. Этой манипуляцией приводятся в равновесие отрицательные энергетические токи, которые человек понимает в виде течения мыслей и положительные энергетические токи, воспринимаемые людьми чувствами. В контексте нашего изложения приводятся к балансу Ум и Сознание человека, в целях нейтрализации эмоций. В христианской религиозной традиции такое равновесие символизируется известным каноном: «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два…» (Матфей 5 : 39 – 41). Поверните прикосновением ладони к правой щеке голову налево, это и есть удар по правой щеке. Символически ваши глаза и левое ухо обращены к ангелу тьмы, что подразумевает восприятие вами любой жизненной ситуации логическим рациональным левым полушарием головного мозга, то есть Умом. Злым здесь называется человеческий Ум, который приводится в движение ангелом тьмы. Рациональное логическое мышление стимулирует «шкурную философию» по принципу: «своя рубашка ближе к телу», поскольку в древности рубаха считалась нательным бельём. Если поверх рубахи надеть верхнюю одежду, она символически подавляет собой смыслы нательного белья, которое окажется под верхней одеждой. Ум принуждает человека идти одно поприще, руководствуясь интересами и выгодами. Христианский канон велит идти два поприща, то есть подключать Сознание, поглощающее возмущающие действия Ума. Эти вещи известны любому начинающему мусульманину и христианину. Вопрос в том, как верующие понимают то, чему их обучает религиозная традиция каждого вероучения.
Как – то сложилось, что мы скорлупу телесного сознания стали называть Сознанием вообще, а неизведанные его возможности и сферы стали называть Подсознанием. Более того, научно установлено, что в сфере Подсознания информации содержится в миллиарды раз больше, нежели в рациональной логической сфере, в которой действует Ум. Всё это и есть наше Сознание с его познанной и непознанной сферами. Закройте глаза и приложите к ним ладони рук. Перед вами возникнет сплошная тьма, но кто видит эту тьму, если ваши глаза закрыты? Её видит ваше Сознание внутренним зрением! Это внутреннее зрение можно в себе развить и рассеять тьму, и тогда вы можете им видеть точно так же, как вам это удаётся во сне, когда глаза сомкнуты, тело спит и Ум покоится. Вы отключили один из внешних органов восприятия – зрение, но Сознание отключить невозможно, даже во время наркоза, который отключает Ум, реагирующий на боль, другим органом восприятия – осязанием. Путь познания самого себя означает погружение в Сознание шаг за шагом, ступень за ступенью. В этом деле Ум бывает либо друг и помощник, либо враг, который мешает на каждом шагу. Сознание, управляющее Умом, есть признак духовной мудрости, или, наоборот, Ум, эксплуатирующий Сознание, есть «кяфир», требующий усмирения и приведения в надлежащее духовное состояние, называемое истинной праведностью…
С уважением,
Мурат Мусабаев
27 апреля 2016 года