История это предмет, который ежедневно прирастает, и единого мнения нет даже по поводу вчерашнего дня, относительно которого формируются разные мнения, потому что они зависят от интересов и выгод тех, кто описывает происходящее, либо по заказу им заинтересованных в той или иной интерпретации событий политических сил и структур. Между тем, каким образом ни преподносилось бы то или иное событие, у него есть своя истинная суть и смысл! Единожды солгав, порождается семя, из которого уже в будущих поколениях человечества созреют плоды ложных представлений о прошлом.
Неизбежно люди погрязают в спорах и противоречия в их мнениях по тому или иному поводу, никак не способствуют преодолению между ними разногласий. История это умозрительная наука, складывающаяся из умозаключений историков, претендующих на объективность своего мировосприятия, мироощущения, мировоззрения и миропонимания. Итак, один и тот же инструмент постижения мира, себя в этом мире и общества, в котором находится человек, используемый в общественных отношениях, называется человеческим Умом! Вот что было неизменным во все века, не меняло своей природы, свойств и качеств, на основе чего происходило развитие человеческой цивилизации. На заре времён мудрецы древности, достоверно понимавшие природу человеческого Ума; последствия, к которым заведёт человечество его умственная деятельность, нашли универсальное средство для передачи грядущим поколениям человечества истины, которую истребить невозможно.
Таким универсальным средством сохранения и передачи истины будущим поколениям человечества является тайный аллегорический язык эпических сказаний, мифов, легенд, былин, баллад, саг, народных сказок и притч. Понимание духовной сути и смысла таких источников стало фундаментальной основой религиозного знания! Нет такого духовного религиозного знания, в основе которого были бы прямолинейные инструкции и указания, следуя которым, человек достиг бы просветления своего ума. Язык иносказания никогда не был поверхностным и буквальным, и его миссия заключается в том, чтобы сообщить физическому человеку через известные ему вещи, явления и факты, о неизвестных ему на поверхности сознания, контролируемой его умом, силах и процессах, влияющих на его умственную деятельность. Внешняя линия развития ума формирует интеллект человека; но помимо этой внешней линии развития ума одновременно существует его внутренняя линия развития ума, известная под термином Интуиция. Именно здесь источник наших творческих способностей и возможностей, талантов и гения, которые происходят только из духовной природы человека индивидуально и человечества в его совокупности! Обе эти линии развития ума до тех пор, пока пребывают в равновесии, человек ощущает в себе гармонию и желание созидать. Как только это равновесие нарушается, возникает стремление разрушать, даже прежде осознаваемое умом гармоничным и справедливым. Это происходит только потому, что интуитивная сфера физических людей ограничена.
Причиной этой ограниченности является убеждённость людей в том, что их ум прочно и неразрывно связан с их физическим телом, начинается с появления тела и прекращается с его смертью. Отождествление себя с физическим телом, создаёт телесное самосознание человека, и это становится для него закрытой формой Сознания, подобной скорлупе для созревающего в нём птенца. Птенец, не вылупившийся из скорлупы, умирает в ней, так и не реализовав свою потенциальную силу, предполагавшую для него возможность летать. Для человеческого ума такой «скорлупой» является реальность его низшего «Я», которое с рождения обусловлено многочисленными привязанностями его ума к объектам чувств во внешней среде его обитания. Рождённый ум подобен снесённому птицей во внешний мир «яйцу», для перерождения которого необходимы уже собственные усилия воли, но направленные в противоположные стороны внешней и внутренней линии развития ума! Если силе действия не противостоит сила противодействия, то отсутствует опора, как если интеллект не является опорой для интуиции и, наоборот, в уме не происходит нужных вспышек озарений, приводящих к пробуждению ума. Только пробуждённый ум обретает качества необходимой осознанности, поднимаясь по ступеням которой человек достигает полного просветления ума. На этом уровне развития человеческого ума открывается то, ради человек приходит в этот мир, и до полного просветления ума, хотя и подсознательно во все дни жизни на земле, пытается принять умом и понять тайну своего бессмертия!
Он в этом сомневается до тех пор, пока не преодолеет закрытую форму Сознания, а преодолеть её возможно только в результате правильной духовной практики, началом которой и является постижение сути иносказаний древнейших источников религиозной мудрости. Вот она кладезь сокровенных тайн, скрытая между строк в подтексте эпических сказаний, мифов, легенд, баллад, притч и народных сказок. Это и есть нужные настройки для психофизической структуры людей, используя которые правильно, можно осознать единое живое пространство Мирового Сердца, с которым неразрывно связан каждый из ныне живущих и когда – либо живших на этой земле людей! Если говорить об исцелении человечества в его совокупности в этом мире, то, разумеется, надо начинать не только с экономической и политической жизнедеятельности народов мира, а с того, что делает их равноценными в глазах Бога. Чтобы в самых общих чертах понять инструмент, которым располагает каждый физический человек в этом мире, называя это своим умом, и что его мировосприятие, мироощущение, мировоззрение и миропонимание складывается лишь из его умственной деятельности, следовало бы начать с того, чего он не знать не может. Что происходит с человеком во сне?! Во – первых, он продолжает осознавать себя живым и сохраняет понимание себя той же самой личностью, которой он понимает себя наяву. Во – вторых, у него нет проблемы с ощущением своего тела, хотя его физическое тело в это время находится в постели! Его ум помнит своё тело, и во сне это запомненное тело.
Итак, Память это важнейшее свойство Ума! Насколько она развита в людях, и что именно скапливается в человеческой памяти, зависит от того, на что обращено Внимание нашего ума!? Внимание это постоянный процесс, в котором пребывает Ум. Никто не станет спорить с тем, что преимущественно и даже всецело человеческий ум находится во внимании внешним явлениям, объектам и фактам, с которыми мы соприкасаемся в этой жизни. То, что человек помнит, то он и знает, то он и понимает, свыше этого его личность не распространяется, ибо всякая личность ограничена пределами Памяти! Собственно, это и есть то, что называется закрытой формой Сознания, за границами которой для ума простирается бездна неведения, которую на духовном языке символизируют в образах «Пустыни», «Облачности», «Страха Господнего» и «Великого Безмолвия». Страшно всё, что неведомо, потому что не поддаётся логическому рациональному объяснению, а это всегда пугает человеческий ум, поэтому люди предпочитают дать объяснение всему, что в состоянии вместить их рациональный ум, который мы называем Рассудком. Рассудок прочно связан с физическим телом и внешними органами восприятия: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Но они не существуют сами по себе, как нечто живущее автономной жизнью физическое тело, обладающее этими функциями!? Если у каждого живущего на земле физического человека это подчинено единому универсальному для всех Закону, то в каждом из них существует нечто одинаковое и одинаково подчинённое этому Единому для всех Закону. Этим одинаковым для всех является их Подсознание.
Если говорить о несовершенстве человеческой памяти, это не означает несовершенства человеческого ума как такового, а лишь свидетельствует о степени развития памяти, как реальности, определяющей контуры личности, вписывающейся в местоимение «Я». Что касается человеческого ума, то для него высшей инстанцией является Подсознание, из которого, как из «центра управления полётами», через ум осуществляются все функции жизнеобеспечения организма, и если бы ум забыл хотя бы одну функцию глотания или дыхания, то для физического человека это означало бы смерть! При деменции случается, что человек забывает, как глотать, и для него это имеет печальные последствия. То есть, это выходит за пределы компетенции человеческого рассудка, и выходит на уровень его ума, о котором люди не имеют должного представления и не руководят его действиями в осознаваемой ими текущей их жизнедеятельности. Память, которая характеризует нашу личность и всё, что мы относим к себе через местоимения: «мой, моё, моя, мне и меня», не может распространяться за границы рождения и смерти людей, а потому не является исчерпывающей характеристикой человека. Поскольку интеллект даже самый развитый, демонстрирует лишь возможности памяти физического человека, он сам является нечто «программным продуктом» и результатом деятельности более совершенной системы, которая соответствует понятию «Программист». Этим «Программистом» является наше Подсознание, которое на языке библейской аллегории показано Человеком «Адамом».
Человека «Адама» никто не родил, его сотворил Бог! О чём это говорит нам на языке духовных религиозных источников в прикладном к пониманию современного человека смысле?! Это говорит о том, что каждый живущий в этом мире человек, своим истинным началом должен понимать не своё физическое тело и личность, возникшую в пределах осознаваемой им памяти, а Подсознание, которое превосходит грани нашей телесной реальности, создаёт метафизические ментальные реальности ума, и восходит в духовный высший мир. Это духовная Божественная Природа человека! Вот то, что объединяет человечество в этом мире и требует осмысления, принятия и веры для тех, кто пока ещё не в состоянии самостоятельно подняться умом на высшие уровни своего собственного Сознания. В каждом из нас существует совершенный эталон, идеал, созданный Богом, к которому подсознательно стремится человеческий ум, но находится на разном от него отдалении в этой жизни. Что бы ни совершил в этой жизни человек, даже в намерениях, соизмеряется с эталоном, заложенным в его собственном Сознании, о котором древние люди имели представление, дошедшем до наших дней под понятием Совесть. Совесть далеко не бессмысленная вещь, которой можно пренебрегать в этой временной жизни, ибо тот самый «Страшный Суд», на основе которого предопределяется будущая судьба каждого ныне живущего в этом мире физического человека. Следовательно, когда Бог говорит «Адаму»: «плодитесь и размножайтесь», это означает обновление личности.
Человек «Адам» представляет собой самодостаточную духовно – материальную структуру, мужское и женское начало которого является единым целым, способным инкарнировать бесчисленными как звёзды на небе и песок на морском берегу новыми личностями, каждое новое творение которой предполагает воплощение в новое тело. В этом заключается суть и смысл бессмертия человеческого Сознания! Назовите Сознание душой, если вам это больше нравится, но бессмертие Сознания это не бессмертие того, что мы называем местоимением «Я», страдающего ограниченной памятью, но страстно желающего бессмертия в одном и том же физическом теле. Слава Богу, что это никоим образом невозможно, ибо, если бы это было возможно, самым большим желанием было бы желание умереть, потому что без обновления жизнь была бы сущим наказанием! Это было основополагающим пониманием Древнего Мира и основой религиозного знания и просвещения человечества. Вся метафора эпических сказаний, мифов, легенд, баллад и притч на языке иносказания сообщает проницательному уму о Божьем Законе, который поддерживает во Вселенной Равновесие и Гармонию, означающих для индивидуального Подсознания, существующего в контексте Единого Сознания Вселенной, что зло никогда не остаётся без наказания. Чтобы воздаяние по принципу: «Око за око, зуб за зуб», было умом воспринято реальным и мучительным, задумано так, чтобы для новой личности его причина оставалась втайне, но страдания были явными для всякого совершившего зло.
Этот мир рассматривался как «проходной двор» для кочующей во Вселенной души, в который она всякий раз возвращается обновлённой после обнуления в Духовном Мире. Подсознание несёт в себе отпечатки прошлой жизни, которые именуются кармическими долгами или узлами в душе, от которых необходимо разрешиться в новом воплощении. Это возможно лишь через переживание в точности страдания, которое человек причинил другому человеку в этом мире в своём прошлом воплощении. Евангелие Иисуса Христа говорит об этом: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь (отстрадаешь долги) на земле, то будет разрешено на небесах» (Матфей 16 : 19). Псалмы библейского царя Давида говорят так: «народы упали в яму, которую сами выкопали; их ноги запутались в сети, которую они скрыли. Открылся Бог как справедливый судья: нечестивые попались в ловушку своих же дел» (Песня девятая). Священный Коран, Сура 42 «Совет», айат 30, говорит то же самое: «Какая бы беда вас ни постигла, это за то, что предварили вам деянья ваших рук…». Эта духовная мудрость выходит за границы рождения и смерти людей, поэтому в пределах одной жизни от рождения до смерти, эта религиозная истина теряет значение и сакральный смысл. Чтобы это понять, не обязательно быть иудеем, христианином или мусульманином, достаточно быть человеком проницательного ума, способного вместить духовную суть сказанного. Это выходит за пределы обычной памяти людей в этом мире.
Если задуматься над объёмом памяти Подсознания, которое управляет миллиардами нейронов в головном мозге и миллиардами нервных окончаний в теле, обеспечивая весь процесс жизнедеятельности человека, то эта глубинная память превосходит то, что люди считают своей памятью в триллионы раз по объёму. Стремление рассудочного ума хоть как – то удерживать в памяти больший объём информации, учитывая, что производное от Единого Сознания Создателя Подсознание представляет собой Его микромодель, будучи созданным по образу и подобию Творца, примитивное телесное самосознание человека пытается создавать искусственный интеллект с большим объёмом памяти. Мы говорим о человеческом «Я», которое является плодом умственной деятельности и даже во сне оно копирует своего создателя, создавая ограниченную реальность сновидения, в котором демонстрирует возможности своей «дырявой» памяти. Хотя в этом мире встречаются и уникальные феномены, как исключения из общего правила, демонстрирующие особые неординарные возможности человеческой памяти, выходящие за грани самосознания личности, которая целиком умещается в реальность человеческого «Я». Примечательно то, что подобные способности ума потенциальны к развитию с помощью определённых технологических практик. Но, большинству людей этим заниматься лень, им проще носить с собой гаджеты, дополняющие способности и возможности своего рассудочного ума за гранью которого, существует их тонкий интуитивный ум, связанный с их Подсознанием.
Всё, что человек помнит о себе, является его личной историей. Но он не всегда помнит о себе всё, забывая многое из того, что с ним происходило в жизни, а хуже того, многим из нас свойственно приписывать себе достоинства, которыми мы не обладаем в реальности. Быть и слыть, это действительное и желаемое, но выдаваемое за действительное, как имевшее место в действительности. Народы состоят из людей, каждый из которых как на грех, страдает привычкой выдавать желаемое за действительное, особенно спустя годы, когда доказать что – либо становится сложнее. Итак, мы допускаем мысль о том, что мы не безупречны на индивидуальном уровне, положа руку на сердце! Но, если каждый из нас является слагаемым, из которых складывается итоговое значение народа, которому мы принадлежим, то, можно ли допустить мысль о том, что в итоге индивидуальная несовершенная память каждого слагаемого отражается на Народной Памяти и на его Истории?! Мы понимаем, что есть История, которая имела место в действительности, отражённая в некоем коллективом бессознательном народов и человечества, записанная не рукой человека, а Провидением Свыше, и она может отличаться от Истории, которую писали люди. Разница между Метаисторией и Историей может оказаться пропастью, в которой, чем больше лжи, тем плотнее туман иллюзии, который наполняет человеческие умы. Что может стать с умом, воспитанным и просвещённым на основе заблуждений и ложных представлений?! Поэтому мудрецы задумали тайнопись духовного иносказания, как ключ к истинному знанию для тех, кто в грядущих поколениях возжаждет истины.
В первую очередь искажению подверглись духовные иносказания, что привело мир к искажению сакральной сути религиозного знания, но не исчезновению самих духовных источников, просто их стали толковать иначе, чем прежде. Это делалось в угоду эгоизму человеческого «Я», которое «каменело» век от века, отождествляясь с физическим телом. Постепенно возобладало новое миропонимание: «живём только один раз, значит, бери от жизни всё, что можешь от неё урвать!». Люди продолжают говорить о нематериальном мире до сих пор, не выжигая это калёным железом из их телесного самосознания, но эти представления приобрели материалистический оттенок, свойственный их эгоистическому мировосприятию, мироощущению, мировоззрению и миропониманию, на основе чего было сформировано существующее мироустройство и миропорядок с понятной эгоистам системой жизненных ценностей. Телесное самосознание это не весь ум, а лишь его часть, которую мы называем рассудком или рациональным умом, выражающимся во внешнем восприятии людей. Его балансирует внутреннее восприятие, которое тоже не является в полном объёме человеческим умом и интуицией в её полном смысле, но эта часть ума подобно «мосту через реку», связывает «два берега реки», «другой берег» ума которой означает сферу сокровенного от внешнего восприятия Подсознания. Один и тот же ум в одно и то же время частично пребывает во тьме, частично в полумраке и частично в свете, и от того, в какой из этих частей находится наше внимание, зависит качество человека.
Представьте себе, что существует несколько уровней осознания существования, и это осознание не прекращается никогда, оно существует вечно! На высшем уровне оно едино и объединяет всё сущее воедино, и этот высший уровень мы понимаем Единым Богом. Мы не оторваны от этого, но пребываем на низшем уровне этого Единого Сознания, где Единое проявляется в многообразии, частичкой которого является каждый из нас. Это как будто Дыхание на выдохе соприкасается с согреваемым им холодным стеклом, в нашем случае с телом, которое оно оживляет. Само Дыхание не прекращается, оно непрерывно, и представляет собой Дышащее Сознание, в контексте которого восходит и нисходит наша Душа в бесконечном круговороте, как частичка Единого Сознания. Это суть религиозного духовного знания, которое тоже едино, но каждый приходит к нему своим путём. Этому невозможно научить, потому что каждый обладает этим знанием одинаково от каждого воплощения до перевоплощения в очередное тело, но чем больше люди концентрируют внимание их ума на своём «Я», отождествлённым с физическим телом, тем больше они отворачиваются от истинного знания о себе. Эта оторванность на уровне ощущений ума, который больше или меньше чувствует свою высшую духовную Природу. Человечество едино, но пребывает в оторванности своего ума от осознания этого единства, потому что человеческие умы в их подавляющем большинстве сконцентрированы на Эго и теле. Это прекращается со «смертью», либо при жизни, если ум поднимается на высшую ступень.
Духовная Природа Единого Сознания проявляется в чувствах, о которых каждый из нас имеет представление, потому что человек жив чувствами, ибо жить означает чувствовать. Материальная Природа Единого Сознания проявляется в мыслях, которые чувствует ум, и этот процесс мы воспринимаем своим мышлением. Это происходит с нами постоянно, и на духовном языке это выражается понятиями «Небо» и «Земля», взаимодействующих в нашем уме. Всё происходит в уме, который является опцией Сознания, одновременно и индивидуально вашего и Единого для всего сущего! С нашей точки зрения оно является Подсознанием, которое сотворил Бог и назвал Человеком «Адамом» или душой живущей в библейской интерпретации. В этом мире единожды случилось изменение осознания себя людьми, которое отразилось на понимании религиозного духовного знания. Если на языке духовной символики изобразить это «Всемирным Потопом», то это наиболее ярко отразило бы суть того, что случилось с человечеством! Немудрено, что Природа могла на это изменение человечества отреагировать природными катаклизмами, но прежде была метаморфоза, изменившая человечество и мир до неузнаваемости. Степень осознанности человеком себя демонстрирует его духовный облик в этом мире. Если человек достигает понимания в себе не рождённого вместе с телом, но пришедшего в этот мир с телом, что говорит ему о том, что это существовало прежде и вечно, и является причиной жизни его тела, значит, это свидетельствует о его пробуждении, которое называют перерождением.
Человек является причиной тела, а не тело причиной человека! Человека создал Бог, а тело создал сам Человек, поскольку в силу подобия Творцу, повторяет Его действия в микромодели, создавая собственный микрокосмос. Процесс материализации себя в реальности физического мира Подсознанием опосредуется рождением биологическими родителями через зачатие и воплощение в физическое тело в материнском чреве. После рождения процесс материализации продолжается до полного вырастания задуманной Подсознанием «программируемой живой формы», которой мы понимаем себя в этом физическом мире, называя местоимением «Я». Подсознание связано с телом через ум, который на периферии внешнего восприятия обретает свойства внешне самостоятельной самодостаточной рождённой личности, жизнь которой целиком зависит от Подсознания и Программы, задуманной им для новой личности по результатам прошлой жизни. Для нас эта Программа называется Судьбой, которую переживает каждая новая личность в этом мире. Судьба предполагает «судьбоносца», который её переживает и этим судьбоносцем является каждый из нас. Древняя мудрость на языке иносказания объясняет людям это обусловленное обстоятельствами жизни их положение на земле! Одним из наиболее распространённых приёмов древнейшего символизма, объясняющего языком тайнописи такую трёхуровневую структуру Сознания, применяется образная аллегория «отца, сына и внука», либо «отца и трёх его сыновей» , показывая этим три «автономии» ума.
Чтобы это понять на себе, достаточно вспомнить две автономии в себе во сне и наяву, в которых осознание себя не прекращается, но, тем не менее, можно понять отличие двух реальностей, в которых пребывает наш ум. Третьей автономией является глубокий сон, в котором бывает каждый, но никто не выносит из него на поверхность, контролируемую умом и называемой памятью, никаких сведений, сохраняя лишь отрывки неглубокого сна. С каждым человеком несколько раз в его жизни случаются озарения, к которым каждый относится по – разному, они могут случаться как во сне, так и наяву, подобно вспышкам молнии, озаряющим глубины человеческого Сознания. Люди, с которыми это случается чаще, называются «ясновидящими» или «яснослышащими», если такие озарения у них происходят только в форме внутреннего слышания. Однако, в большинстве случаев такие озарения воспринимаются более убедительной реальностью даже по сравнению с тем, что мы привыкли понимать реальностью. Мы можем воспринимать это сумасшествием, как знать, кто из нас более сумасшедший!? Почему – то реализм и прагматизм, которым мы гордимся, попахивает цинизмом и чёрствостью, которые дают нам основания всегда критически относиться к людям необычного склада ума и мировосприятия. Нормальным считается тот, кто относится к озарениям критически! Озарение это ненаучно, хотя ни одно из фундаментальных научных открытий не обошлось без таких озарений. Научное открытие и духовное откровение понятия родственные, как левая и правая рука в теле.
Чтобы понять, почему человек во сне не помнит о том, что он спит и с ним всего лишь происходит сновидение, надо учесть важное обстоятельство, которое заключается в том, что происходящее во сне гипнотически завладевает всем его вниманием, поэтому для него ничего, кроме происходящего с ним во сне, не существует. В это время в восприятии ума это выглядит абсолютной и единственно возможной реальностью. Таким образом, мы можем с высоты последующего пробуждения утверждать, что наш ум пребывал во время сна на ином уровне осознанности! Мы можем смело говорить о том, что это был недостаточно совершенный уровень осознанности по сравнению с той осознанностью, которую мы имеем наяву. Тогда можно говорить и о том, что потенциал внимания ума наяву гораздо выше, нежели внимание ума во сне. Внимание – это сила нашего ума! Но, является ли внимание ума наяву, которым мы обладаем, достаточным для утверждения, что это предел возможности для человека, если оно отличается даже у двух человек, не являющихся одинаково осознанными?! Ведь человеческий ум наяву точно так же, как и во сне, находится под давлением происходящих с ним текущих событий, которые точно так же завладевают всем потенциалом его внимания! Человек осознан точно так же, как и во сне, лишь в пределах, происходящих с ним текущих событий. Его ум не способен быть над происходящими событиями, поскольку эмоционально психически их переживает на собственной «шкуре». Так вот быть над событиями, это уже иной уровень осознанности.
Древнейшая духовная мудрость передаёт через века будущим поколениям людей в этом мире фундаментальное знание, которое можно назвать религиозным, о состоянии и положении человеческого ума, который кочует с одного уровня осознанности на другой, будучи в своей духовной основе бессмертным! Смерти, в том виде, каком это понимаем мы, не существует, но она является объективным условием для ощущения умом течения Времени, которое без эффекта поглощения каждого текущего мгновения в сферу памяти, воспринимаемую умом прошлым, и этим, создавая в уме эффект наступления будущего, не может быть понимаемо как Время. Жизнь измеряется событиями, происходящими во Времени, уходящими в прошлое и ожидаемыми в будущем. Каждое событие заставляет ум переживать себя, оставляя после себя впечатление, которыми наполняется ум, в итоге составляя жизненный опыт человека, а совокупности и всего человечества. Всё, что с нами происходит в этой жизни, является событием в отдельности и событиями в совокупности. Каждое событие требует от ума психоэмоциональной реакции, которая возникает только слиянием мысли с чувством, а это требует от ума внимания, и чем больше эмоционально мы реагирует умом на событие, тем больше внимания затрачивает на это ум до той самой степени, что это становится единственно осознаваемой им реальностью! Таким образом, мы можем констатировать, что это ограничивает нашу осознанность и делает ум рабом происходящего, пленным, положение которого нуждается в осознанности иного уровня.
В библейской метафоре это символизировано «Египетским рабством», из которого по библейскому сюжету пророк Моисей выводит свой народ в землю обетованную, которая на языке духовной аллегории подразумевает иной уровень осознанности. В кыргызском большом народном эпосе «Манас» эта же идея символизирована Великом Походом или «Чон Казатом» эпического героя Манаса. В индийском эпосе «Махабхарата» такой поход символизирован «Битвой при Курукшетре», описанной в «Бхагават – гите». Все эти вещи подразумевают одну и ту же духовную религиозную идею. Между ними смело ставится знак равенства, ибо говорят они об одном и том же, происходящем как внутри отдельно взятого человека, так и человечества в его совокупности! В Пятикнижии Моисея общение Бога с пророком описывается посредством восхождения пророка на гору Синай, где ему передаются скрижали на каменных плиткках, на которых излагаются основные знания о принципах отношения земного человека с Богом. В «Бхагават – гите» это изображается в виде общения Господа Кришны и принца Арджуны, которого Господь вывел на поле его внутренней битвы, где ему предстоит священная война с телесными привязанностями ума к внешним объектам чувств, которые препятствуют людям осознанию божественной природы в самих себе и постижению тайны своего бессмертия. Переключение внимания ума с внешних объектов чувств во внутренний мир, погружение в себя обнаруживает на пути познания себя множества вещей в себе, препятствующих иной осознанности себя.
В эпосе «Манас» перед началом «Чон Казата» великого погружения в себя, говорится о «заговоре шести ханов» . Эти «ханы» символизируют пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, удерживающих всё внимание ума на внешнем восприятии низшего «Я» человека, соответствующего Эго – «шестому хану» , который во главе «пяти ханов», формирует реальность телесного самосознания. Для нас это становится по жизни, единственно осознаваемой нами реальностью, помимо которой наше «Я» отказывается понимать что – либо как существующее, оставаясь на низшем уровне осознанности. Мир, символизированный в Пятикнижии Моисея «Египетским рабством», которым управляет аллегорический «фараон» не отпускает пророка Моисея и его народ покинуть «Египет». В эпосе «Манас» таким препятствием изображается «император Китая Конурбай», против которого символический Алманбет, подобно принцу Арджуне и пророку Моисею, просит «Манаса» поднять свои силы и предпринять «Великий Поход». Единственной причиной всех мыслимых вековых проблем человечества в этом мире является пребывание ума на низшем уровне осознанности, преодолению которой учит духовная мудрость Древности от начала этого мира. Другой причины страданий человечества не существует! «Исход» в Пятикнижии Моисея, «Битва при Курукшетре» в «Бхагават – гите», «Чон Казат» в эпосе «Манас», и другие аналогичные эпические сказания, саги, мифы, легенды и народные сказки, изложенные в стиле притчи, призваны пробудить человеческий ум от его «сна».
Наша жизнь это «большое сновидение», тысячекратно превосходящее сновидение во сне в силе и ощущении реальности происходящего! Усомниться в реальности того, что с нами происходит в жизни неимоверно сложно, даже очень опытным духовно людям, ибо холод воспринимается умом холодом, голод голодом, а боль болью, этих доказательств уму достаточно, чтобы утверждать, что это единственно возможная реальность, помимо которой ничего не существует. И, тем не менее, оглядываясь в собственное прошлое, из которого нельзя вернуть назад даже одну минуту, возникает робкое ощущение, что это очень похоже на сон, который продолжает восприниматься реальностью, только потому, что этот сон ещё продолжается, и ты до сих пор пребываешь в нём!?! Из этой реальности можно выйти только двумя способами, естественным через оставление тела, которое мы называем «смертью» и духовными волевыми усилиями, предпринимаемыми в точности с тем, как это описывают на языке духовной аллегории источники религиозной мудрости. Это называют «перерождением Свыше» или «воскресением при жизни», когда прошлое ясно воспринимается «умершим» и происходит осознание, что то, что мы называли до сих пор своей жизнью, на самом деле, является процессом постоянного «умирания»! Люди не живут, они предпочитают постоянно «умирать», каждое мгновение, потому что их ум сосредоточил все ресурсы своего внимания на минусовой стороне мировосприятия, если это так можно назвать. Прошлое существует только в памяти, а будущее в фантазиях.
Ни то, ни другое не является реальным, в силу того, что прошлого уже нет, а будущего не существует вовсе, реально только настоящее мгновение, которое всегда было одним и тем же мигом, как «кинокамера», снимающая на плёнку происходящее, всегда остаётся сама собой, сохраняя на плёнке отснятый материал. Сознание и ум не больше этого мига, ибо не поддаётся физическим измерениям в силу свой нематериальной природы, хотя и создаёт физическое тело для переживания того, что мы называем своей жизнью. Когда мы говорим об осознанности, это не означает только понимание себя живым существом, и не ограничивается рамками значения сознательности, подразумевающей качество человеческой нравственности и благовоспитанности. Это понятие гораздо шире и имеет духовный смысл и суть, выходящий за границы рождения и смерти человека! Рождение эпического героя Манаса и его становление символизирует пробуждение осознанности, и некой общечеловеческой миссии, с которой приходит в этот мир каждый человек, только не каждый реализует эту миссию, упуская этот свой шанс в жизни. Библейский пророк Авраам (Ибрахим), которого справедливо считают патриархом и столпом трёх вероучений симитического направления: иудаизма, христианства и ислама, по призыву внутри него Бога, выходит из «ура Халдейского». Бог велит ему оставить своё родство, означающее телесные привязанности Эго — ума, и совершить путь становления осознанности.
Началом осознанности является пробуждение, которое продолжается в развитии и становлении. Обычно это изображается духовным жизненным путём эпического героя или былинного персонажа совершающего подвиги во имя высшей идеи, превосходящей эгоистические устремления ума. В религиозных источниках это показывается в деяниях пророков, святых и апостолов. Но, во всех случаях, это подразумевает погружение в себя и преодоление внутренних противоречий и сомнений, свойственных каждому человеку в этом мире, препятствующих ему постичь тайну своего бессмертия, а попросту открыть в себе духовную природу своего Подсознания и производного от него ума, но в его чистом виде, свободном от эгоизма. Достижение определённого уровня осознанности рождает следующий его уровень, требующий дальнейшего развития, и, как правило, на языке духовной аллегории это символизируется «рождением сына», производного состояния ума от первоначального его состояния. Так в эпосе «Манас», если сам герой «Манас» символизирует духовную силу для священной войны с привязанностями ума во внешнем мире, то его «сын Семетей», олицетворяет силы для битвы внутри себя. В сопоставлении с библейским сюжетом «Исхода из Египетского рабства», это соответствует сорокалетнему пути «народа Израиля в пустыне», который должен был завершиться «смертью Моисея» и появлением Иисуса Навина. В эпосе «Манас» эта идея изображается «рождением сына Семетея Сейтека». В Пятикнижии это мечта «народа Израиля о земле обетованной».
Чтобы понять, почему происходит как бы умаление значимости персонажей от отца к сыну, а от сына к внуку, нам в этом поможет Евангелие Иисуса Христа, которое говорит об этом: «Истинно говорю вам, пока не умалитесь как это дитя, не войдёте в Царство Небесное», а дальше сказано: «Царство Небесное их…». Что такое «земля обетованная» в духовном смысле?! Это светлое будущее, перспектива полного просветления ума в этом мире и цель духовного пути на земле, но достигается эта цель внутри самого человека. Речь идёт о трёх состояниях ума, характерных разными уровнями осознанности, каждый из которых подобен перерождению, либо новому рождению и новому состоянию ума в идеале приближенному к первозданной духовной чистоте. Поэтому о Сейтеке говорят как о будущем, которое никак не наступит, о несбыточной перспективе, которая скрыта за пеленой незримого для людских глаз, как о том, что люди ещё не научились видеть. Но, коль скоро, эпическое повествование говорит об этом, наряду со всеми Писаниями этого рода, значит, для человечества это является перспективой, пусть даже далёкого будущего в этом мире! Ещё один персонаж эпоса «Манас», подобный евангельскому «предтече», которым был Иоанн Креститель, символизирует то, что называется духовной мудростью, накапливающейся веками, олицетворён в образе «Бакая». На Востоке издревле знают о «Хадже Насреддине» (Наср – эд – Дин), который на самом деле представляет собой некий собирательный образ, в котором олицетворяется вековая духовная народная мудрость.
«Бакай взращивает своё пастбище» означает накопление народной мудрости, которая питает Народную Душу. Истина всегда проще овцы в отличие от сложной правды, ибо она у каждого своя и всегда нуждается в доказательствах. Народная мудрость во все века в этом мире близка к истине, потому что отражает Коллективный Разум народа, к которому имеет отношение каждый, поэтому и принимает народную мудрость без доказательств. Сила и энергия «Бакая» это мощь вековой народной духовной мудрости, взращивающей народных героев и духовных подвижников, если народ поддерживает благоприятную атмосферу в обществе для сохранения народной мудрости. Но, когда народ отказывается от своей вековой народной мудрости, он утрачивает собственную Народную Душу, и его ожидает единственная перспектива — исчезновение через растворение в чужой культуре, а в современном мире это даже уже не культура, а постоянно меняющая субкультура. Мир вытягивает людей из их Народной Души, увлекая модными инновационными веяниями, чтобы обратной дороги к своей Народной Душе люди не нашли. У Коллективного Разума есть антитеза, которая проявляется в Коллективном Эгоизме народа, очень похожего на Коллективный Разум Народной Души, но со знаком минус. Он начинается с примитивного экономоцентричного мышления людей, начинающих строить «Вавилонскую Башню» их эгоистического благополучия и, якобы, процветания, но в процессе созидания мнимых благ, люди перестают понимать друг друга, говоря на одном языке. Они становятся друг другу врагами, стремятся опередить друг друга и в итоге утрачивают Народную Душу.
Как и у отдельно взятого человека его внутренний скрытый враг заключается в Эго, так и у целого народа его внутренним скрытым врагом является его Коллективное Эго! Век от века, а в современном мире уже каждое десятилетие, Коллективный Разум народа наполняется положительными и отрицательными энергиями, возникающими из обычных повседневных впечатлений людей. Это накопление невозможно измерить или взвесить, ибо оно нематериально, у кыргызов оно выражается в понятии «Толго», которое может быть как положительным совокупным накоплением, так и отрицательным, и это зависит от жизненных ценностей исповедуемых обществом. Это понятие можно вводить в оборот для социологического описания состояния Общественного Сознания и Психики на данный исторический момент времени, чтобы, более или менее, точно понимать, куда движется народ, и что его ожидает в ближайшей исторической перспективе. Сегодня можно смело говорить о том, что «Толго» большинства народов мира имеют отрицательное значение, поэтому немудрено, что многие народы мира сотрясают общественно – политические и экономические кризисы, общества пребывают в социальной депрессии, но решать эти проблемы невозможно одними только политическими и экономическими средствами. У политиков нет понимания причин социальных болезней, повергших общества в состояние Коллективной Депрессии! Если нет диагноза, не может быть и метода лечения, ибо люди нуждаются не только в «хлебе и зрелищах», которые они имели до сих пор в переизбытке и никогда не испытывали в них дефицита, а в целительных средствах иного свойства.
Состояние человечества и Общечеловеческой Психики можно символически разделить на два периода: «допотопный и постпотопный мир»! В допотопном мире народам был важен Бог и отношения с Богом, с людьми и с самими собой. Люди не знали двух вещей, которые в постпотопном мире стали такими же естественными как восход и заход солнца. Первая из них называется «прибавленной стоимостью», а вторая, ставшая следствием первой, называется «частной собственностью». Прибавленная стоимость провоцирует расширенное воспроизводство, потому что возникает кредитный ресурс, как основание для экономического роста. Умственная деятельность общественных лидеров, а к ним мы должны отнести, в том числе и религиозных деятелей, ибо их влияние в обществе даже доныне остаётся значительным, всем своим вниманием сосредоточилась на проблеме во что инвестировать нарастающую как лавина прибавленную стоимость!? Занятый этим с утра до вечера человеческий ум, всё меньше уделял внимание духовному воспитанию народа, а внимание, как вы помните, главная сила ума. Он становился всё более и более рациональным, что означает, действовать, прежде всего, ради интересов и выгод, а такой ум постепенно утрачивает способность к иррациональному восприятию иносказания духовного языка. Религиозное духовное знание низводилось до примитива и постепенно приобрело тот вид, который оно имеет и теперь. Люди разделились даже на почве Бога и стали непримиримыми врагами на религиозной почве, и с преодоления этой проблемы надо начинать, прежде всего, решив эту важную проблему, всё остальное приложится…
С уважением,
Мурат Мусабаев
12 августа 2020 года.