МЕНЮ

ПОВТОРИТЬ ВСЁ СНАЧАЛА

Как называется явление, когда VIP – зал аэропорта «Манас» готов обслуживать два клиента по цене одного? Что происходит, когда строящиеся квартиры готовы продавать в рассрочку без процентов от 14,0 тысяч долларов США? Когда это было, чтобы продавцы овощей и фруктов, срезали подгнившие места товара и продавали его за бесценок, чтобы выручить хоть что – то? Теперь расцените ситуацию, когда в этих условиях нам пытаются навязать на голову обязательное страхование недвижимости и частично автогражданскую ответственность?!

Чей «светлый» разум мог озариться подобным?! При этом весь конец прошлого года у нас пытались запретить праворульный транспорт в качестве услуг такси.

Уверю вас, что это не инициатива нашего достославного правительства, а рекомендации к нему со стороны международных «кураторов». Тогда какие цели они могут преследовать, если во всём мире назревает социально – политический и финансово – экономический коллапс?! Взять хотя бы ту же Молдову, в которой пока ещё сохраняется цивилизованная форма протеста без насилия и кровопролития?! К чему это может привести?

Подумайте над тем, кто подаёт милостыню нищим: средний класс общества или его элитное сословие нуворишей? Последние с ними физически не сталкиваются, нищие маячат на глазах того самого среднего класса общества, который их и подкармливает. Катастрофа начинается с того времени, когда значительному числу представителей среднего класса хоть самим на паперть вставай с протянутой рукой?! Если бы обществом управляли философы они, хотя бы задавались этими риторическими вопросами, но им управляют политики и это ответ…

Национальная экономика состоит из внутреннего производства и обращения товаров и услуг, их экспорта и импорта остальной номенклатуры потребительского рынка. Из этого складывается структура потребления общества, которая поддерживается за счёт доходов общественного сектора, хозяйствующих субъектов и правительства. Снижение доходов всех категорий потребителей нарушает структуру общественного потребления, а это не может не сказаться на общем состоянии экономики. К сожалению, экономика устроена таким образом, как «велосипед – тандем». Оба велосипедиста должны прикладывать свои усилия для поддержания или наращивания скорости. Один из них это Сом, второй – СКВ. Банковская система постсоветских стран сложилась таким образом, что в них велика доля банков с участием крупных иностранных акционеров, а многие из них вообще «дочки» зарубежных финансовых институтов. Основная доля их кредитных портфелей состоит из иностранных займов. По сравнению с ними отечественные банкиры попали в замкнутую структуру внутреннего рынка и источники их развития главным образом это собственный капитал и вклады резидентов. Рост банковского сектора, в основной части, происходит за счёт иностранных займов с низкой процентной ставкой, которые затем перепродаются в экономическом пространстве любой страны по более высоким ставкам кредитования. Если этот источник уменьшается в объёмах или вовсе прикрывается, в стране начинаются кризисные явления от перманентных раздражений экономики до полного её коллапса! Вход иностранных кредитов в экономическое пространство страны осуществляется не через наши национальные кредитные учреждения, а через дочерние структуры крупных транснациональных банков (ТНБ). 25 лет наблюдалась тенденция к более масштабному присутствию дочерних банков ТНБ на финансовом рынке Кыргызстана. Иностранные банки по сравнению с отечественными успешнее фондируются, поскольку вкладчики им доверяют больше. Так сложена «оросительная система», подпитывающая экономику…

Развитие иностранных банков в нашем экономическом пространстве впечатляло во все годы «независимости» страны, в то время как наши отечественные банки не переставали испытывать проблем, и не стеснялись подъедать крохи со стола иностранных банков, получая от них часть ресурсов на правах «ломбардов». Так развивался вторичный рынок кредитования, который породил сотни микрокредитных учреждений. У нас никогда даже теоретически не обсуждался вопрос ограничения иностранного присутствия в кредитно – финансовой системе страны. Все иностранные субъекты кредитования всегда были более конкурентоспособны. Отечественный сектор кредитования не может развиваться, когда его ставки по кредитам зашкаливают все мыслимые пределы. В таких условиях развитие бизнеса затрудняется. Это всё равно, что двигаться в кандалах и наручниках, но с улыбкой благодарности правительству на лице?!

Все меры стимулирования правительством нашего отечественного предпринимателя, в виде ускоренной регистрации юридического лица или предпринимательства без образования юридического лица, перевод отдельных его видов на патентную основу, простите, но это «мёртвому припарка». Водителю тоже возможно разрешить поворачивать на право, при красном сигнале светофора и отсутствии помех, но такое послабление без топлива в баке, не облегчает ему жизнь.

Если мы говорим о структурном управлении государством и обществом, то банковская система управляет процессами вне таковой структуры. Даже когда денег в обороте банков было в достатке и переизбытке, финансовая система государства была заполнена краткосрочной ликвидностью, и это всегда представляло собой проблему. Однако, для самих банкиров это приятная проблема! Казалось бы, высокие проценты по кредитам снижают активность самих банков, но, похоже, это их волнует в меньшей степени. Видимо цели ТНБ другие…

По Закону о Центральном Банке страны НБ КР, правительство не несёт ответственности по обязательствам главного банка государства, а НБ КР не несёт ответственности, в свою очередь, по обязательствам правительства. Стало быть, НБ КР не является структурным элементом управления государством и обществом. Он встроен в систему международного движения мировой денежной массы ТНБ, первоисточником которой, в свою очередь, был и есть Центральный Банк США (ФРС). Но правительство создаётся в целях управления делами народного хозяйства страны, осуществления социальных функций государства и обеспечения внутренней и внешней безопасности общества. Как же оно может заниматься всем этим вне управления денежными процессами? НБ КР по Закону является советником президента, парламента и правительства Кыргызской республики. Логично спросить в этом случае, что он советует структурным органам управления страной, в ситуации, когда её средний класс готов стоять на паперти с протянутой рукой?!

Обществом управляет то, что активно влияет на разум и сознание его граждан, мотивирует их на действия, стоит между взаимоотношениями людей, толкает их на обман и жульничество между собой. В той же России вокруг коммерческих банков как паразиты расплодились коллекторские учреждения. Их представители пытают россиян морально и физически, а буквально на днях один из коллекторов закинул «коктейль Молотова» в окно должника, в результате чего чуть не сгорел ребёнок. Что управляет умами людей? Вы не учуяли опасность того, что банковский сектор в некотором смысле как «троянский конь» в стране, от которого зависит мир и покой, или разруха и полная дестабилизация экономики?! Вот пока этого не поймут политики и не задумаются над тем, как в структуру государственного управления вписать ЦБ страны, граждане будут медленно, но верно превращаться в хищников. В это сложно поверить, но это обстоятельство влияет как радиация на мутацию человека…

Если между товаром и его покупателем находится государственный казначейский билет, который мы понимаем сомовой купюрой, то дефицит таких купюр замедляет обменные операции до критического уровня. Такой дефицит национальной валюты возникает даже не от того, что стало меньше сомовых купюр; просто скорость обращения национальной валюты напрямую взаимосвязан с обращением СКВ, поскольку подавляющее количество товаров на потребительском рынке импортируется на иностранную валюту. Если второй велосипедист перестаёт крутить педали или делает это умышленно медленнее первого, общая скорость движения закономерно снижается. В экономике это вызывает процессы рецессии. Сокращение импортных операций в нашем случае ставит под угрозу остальной товарооборот, который представлен отечественными товарами и услугами. Как это может не отразиться на эффективности деятельности правительства, которое представляет собой систему структурного управления государством и обществом?

Постарайтесь осознать взаимозависимость: при возрастании влияния институтов вне структурного управления на общественно – экономические процессы, дискредитируется само структурное управление. Оно перестаёт отвечать изначально заложенному в него смыслу! Мы наивно полагаем, что выборы и смена деятелей в системе структурного управления страной что – то способно изменить, поэтому уповаем на очередные выборы. Но, ни одни выборы не привели страну, по сей день к маломальски желаемым результатам?! Именно это мешает нам организовать эффективное структурное управление государством и обществом; вовлечь в процессы экономического развития подавляющее число граждан и на местах переходить из режима централизованного политического управления в режим местного самоуправления. В то же время избавиться от уже сложенной зависимости одним махом невозможно! Инородное тело вне структурного управления экономическими процессами надо извлекать по частям, безболезненно как для банков с превалирующей долей иностранного участия, так и для общества и правительства. Необходимо прояснить потенциальный платежеспособный спрос на отечественные товары и услуги, который нуждается в расширении и развитии. Воспроизводство этой категории товаров и услуг на потребительском рынке востребует инструменты развития. И вот тут объективно возникает нужда в параллельной денежной единице, которая ориентирована исключительно на внутреннее обращение. Государство в лице правительства может эмитировать такие инструменты и запустить их в обращение.

Вместо того, чтобы правительству стоять между товаропроизводителем и потребителем товаров и услуг, вовремя зная когда склеить их отношения купюрами, каким категориям товаропроизводителей помочь с оборотными средствами и инвестиционными ресурсами, а также контролировать импорт, при этом вовремя субсидировать отдельные социальные слои общества, стимулируя потребление, оно эту функцию передало в иностранные руки. Мы получили в некотором смысле «безрукую» систему структурного управления, у такой системы есть голова и ноги, но нет рук, чтобы что – то ими сделать?! А «безрукому» для того, чтобы поесть нужен помощник, который стал шантажировать вроде бы недурную голову тем, что та не получит еды, если будет умничать. Такое впечатление, что мы тем самым создали государство не более чем для 10% населения?! Остальные 90% попали в категорию отверженных. Им всем остаётся выживать только в режиме индивидуального самоуправления, покидая страну или влача в ней жалкое существование.

В Конституции страны записано, что Кыргызстан является социальным государством, но каким образом правительство сможет быть гарантом социализации общества и отвечать перед ним по своим социальным обязательствам, если НБ КР не является элементом его структурного управления?! Когда мы говорим о структурном или вне структурном управлении, хорошо бы осознать в полном объёме, что это такое? Вне структурное управление осуществляется при полном неведении граждан и руководителей страны обстоятельства, что же на самом деле управляет основными жизненно важными процессами в Социуме?! Или же такого понимания крайне недостаточно для того, чтобы адекватно оценивать происходящие в стране процессы. Проблемы ищут в коррупции, отсутствии патриотизма, недостаточном уровне образования населения и так далее; но, при всей важности указанных проблем, они не главные, а сопутствующие процессу жизнедеятельности общества обстоятельства. Для того, чтобы скрыть меру влияния на развитие государства и общества институтов вне структурного управления, нужно чтобы их воспринимали как нечто естественное, как мы воспринимаем дождь или снег, смену времён года или смерть человека. Точно также нам не приходит в голову оценить степень влияния коммерческих банков на жизнь общества?!

Почему мы тогда не передали систему водоснабжения сельскохозяйственных угодий на попечение соседей, на полное их усмотрение?! Ведь нам же не пришло это в голову, и мы понимаем пагубность такого решения. Экономика это в некотором роде те же поля, на которых мы выращиваем сельскохозяйственные культуры. Но «вода» в чужих руках и это проблема номер один для любой экономики, а она критерий эффективности политики. К слову сказать, у нас и система общественно – политического управления построена таким образом, чтобы это обстоятельство так и оставалось «туманом в голове» всего общества. У народа страхи, у политиков страсти! И то, и другое мешает правильной жизни как это должно быть в целеустремлённом обществе и его государстве.

Если бы я услышал из уст президента страны здравые рассуждения на этот счёт, я бы голосовал за то, чтобы он был пожизненным главой государства! Это лучше «кожаной демократии», которая так далека от демократии реальной, как северный и южный полюсы земли. Отдельные деятели всё также призывают к конституционной реформе, видя в ней основную проблему общества. В какой – то мере это так, но без изменения Закона о Банке Кыргызстана, существующей финансово – кредитной системы, результат будет нулевой, как это продолжалось при всех предыдущих конституционных реформах. Ваша жизнь изменилась к лучшему до сих пор?

Слышно было и голос одинокого исследователя об отмене долларового резервирования и замены его исключительно на золото. Но, это затормозит развитие экономики настолько, насколько сложно себе даже представить?! Мы не добываем столько золота и тем более такими темпами, сколько необходимо валюты, а равно золота, если оно заменит другие СКВ, чтобы обеспечить потребительский спрос населения. «Золотой тормоз» применили в царской России, выпуская деньги под гарантии 100% обеспечения их золотом. Привело это лишь к тому, что если бы не случилась Октябрьская Революция, и большевистское правительство не отказалось от долгов царской России, она оказалась бы в собственности иностранных банков, держателей золотых червонцев. Простых решений этой проблемы не существует, для глобального решения вопроса национальной безопасности, надо начать всё сначала. Существующая кредитно – финансовая система страны уже не годится.

Отрицательный опыт тоже опыт, и если мы с вами убедились в том, что кредитно – финансовая система страны не отвечает интересам ни народа, ни его правительства, надо её менять! Простые люди не понимают, как так случилось, что ещё вчерашняя зарплата, на которую они кормили семью и платили за коммунальные услуги, сегодня хватает им на три недели?! А завтра она хватит им только на половину месяца, если они до этого уже не лишатся своего рабочего места?! Когда это было, чтобы лаборатории предлагали скидки на анализы на 15%, а частные поликлиники готовы скинуть за свои услуги 25%? Что это с ними? Но это не совесть проснулась, а объективные экономические причины заставляют вспомнить о том, что у нас не такой богатый народ, чтобы его обдирать как липку. В этих условиях, если повысить тарифы на электрическую и тепловую энергию, природный газ и питьевую воду, начнёт возрастать дебиторская задолженность поставщиков, поскольку население едва справляется с существующими тарифами.

У нас никто не просчитывает платежеспособный спрос населения, то есть, какую часть своих доходов население готово выделить за такого рода товары? О субсидиарной поддержке отдельных социальных слоёв населения нет даже и речи. Если покупатели позволяют себе одни виды товаров и уже не могут позволить себе другие виды товаров, то одни сегменты экономики удерживаются на плаву, а другие отмирают. Но если на товары отмирающих сегментов экономики всё же есть потенциальный спрос, просто он неплатежеспособен, выгоднее оказать обоюдную поддержку, как потребителям, так и производителям. В Китае в одно время свободные ресурсы населения государственные банки привлекали под проценты, но кредиты давали субъектам экономической деятельности под минус 10% годовых. Когда существует такая острая необходимость заинтересовать одних и поддержать других, государство действует нестандартно в долгосрочных интересах. В Японии банки действуют на инвестиционных принципах, наподобие исламских принципов кредитования, участвуя в распределении, не только прибылей, но и убытков. Почему наше правительство не ставит перед банками условий присутствия в экономическом пространстве Кыргызстана в наших интересах?!

Наверное, потому, что политики привыкли мыслить стандартно, исходя из того, что есть, а не из того, что можно сделать?! Лидер одной из парламентских фракций, приводя в пример зарубежный опыт, говорит, что внешних долгов бояться не следует, нужно брать займов столько, сколько их готовы предоставить. Он не подумал о двух вещах: займы нужно будет возвращать; и если их не вернут настоящие политики, их придётся вернуть будущим поколениям. Долги это всегда зависимость от займодавцев. Кыргызстан набрал достаточно долгов, но не построил, ни одного производственного предприятия до сих пор. Куда делись деньги, если они не создали общественно – полезного блага? Некогда имам Шамиль запретил писать стихи. Когда его спросили, зачем он это сделал, он ответил: тот, кому Богом положено на сердце писать стихи, он их не перестанет писать. Но те, кто из своего тщеславия лицемерно лжёт народу, наконец, из страха запрета перестанет вредить ему.

Если бы то же самое случилось в отношении политической деятельности, возможно, этим занимались бы лишь те, кто готов положить свою жизнь в служении народу, но не те, кто в ней подвизается из корысти, гордыни и тщеславия. Более всего вреда мы имеем от тупых инициатив таких политиков. Любая инициатива должна быть предложена в своё время и при наличии возможностей. К примеру, премьер – министр искренне недоумевает по поводу того, что во всём мире такси жёлтого цвета, а у нас они разноцветные?! Ему это кажется существенным настолько, что он вознамерился в течение года обязать таксистов перекрасить их авто в цвет детской неожиданности. Где люди возьмут деньги на покраску и на что они вообще живут? Как они продадут машину жёлтого цвета, если возникнет такая нужда?! Неужели сейчас это актуально в то время, когда людям становится жить сложнее с каждым днём?! Вот уж действительно сытый голодного не разумеет! Такое впечатление, что кто – то сдуру купил жёлтой краски по дешёвке, а теперь не знает, куда её деть?! Зато додумался надоумить целого премьер – министра страны на эту авантюру. Дефицит идей при профиците дурацких необдуманных предложений, вот чем мы богаты на сей исторический момент времени. Чтобы рассмешить Бога, Ему надо рассказать о своих планах; но чтобы Он смеялся долго, Ему надо рассказать о планах правительства…

В счастье или несчастье народа заслуга коммерческих банков не меньшая, чем органов структурного управления государством и обществом. Политическое управление, которое так прельщает наши национальные элиты, можно просто раздавить как «гнилой помидор» умелыми действиями «финансовой власти», которую мы здесь именуем вне структурным управлением. Никому не приходит в голову, что коммерческие банки реально выполняют функцию органов государственной власти и управления, потому что они воздействуют на нас больше чем политическая власть. Власть всего лишь плывёт в фарватере, который для неё определяет система вне структурного управления.

Если бы правительство научилось планировать на перспективу, оно требовало бы планирования на местах от всех органов местного самоуправления. Для него было бы очевидно, когда финансовая система страны заполнена краткосрочной ликвидностью, которая выгодна банкам, но не выгодна бизнесу. Вот тогда, имея политическую волю, правительство обязано было бы требовать от банков долгосрочной и среднесрочной ликвидности, с соответствующим снижением процентных ставок по кредитам. Если банки привлекают ресурсы под 3 – 6 % годовых, с какой стати они выдают кредиты от 18% годовых. Регулятору это обстоятельство известно. Вместе с тем, регулятор обязан снизить требования к коммерческим банкам в части обеспечения выданных займов, в свою очередь, те должны снизить их к субъектам реального сектора экономики. Для торговых импортных операций должна быть одна система кредитования, что допускает повышенные процентные ставки и краткосрочную ликвидность. Цена на все импортные товары, таким образом, повышает конкурентоспособность отечественных товаров, при разумной кредитной политике. Более того, львиная доля банков с участием иностранного капитала, должна была быть организована на принципах инвестиционных фондов, как это имеет место в Японии. Ведь изначальная суть организации финансового рынка страны заключалась в эффективном развитии национальной экономики, которая повышала бы благосостояние граждан. Всё это можно было бы сделать, не меняя системы, которая сложилась у нас. Но, с учётом рисков, мы должны смотреть наперёд, и отныне вводить дополнительные инструменты развития экономики, развивая государственный финансовый сектор. В Китае 90% банков государственные и только 10% частные. Можно согласиться с пропорцией и 50 на 50% с учётом потребностей национальной экономики.

Коммерческим банкам устанавливают параметры центральные банки стран. НБ КР на секундочку имеет причастие к Кыргызской Республике хотя бы по названию?! Неужели специалистам и руководителям этого органа не видны проблемы общества, в котором они живут бок о бок с такими же как они согражданами?! Почему они могут лишать лицензии коммерческие банки, нарушающие пределы рисков, но не в состоянии дифференцировать клиентов в зависимости от того, какой сектор экономики представляет клиент? НБ КР был обязан требовать от коммерческих банков краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной ликвидности кредитных ресурсов. Не нравится такая постановка вопроса, до – свидания! Почему он не перекрывает возможности резкого оттока капиталов?

Кстати, именно в этом причина текущего кризиса экономики! Мы ищем ответ на вопрос: почему девальвировала наша валюта? А вот именно поэтому! Свято место пусто не бывает, на смену вражеским банкам придут дружественные банки. Мало того, к банкам, которые ведут себя не так, как этого требуют интересы экономики нужно предъявлять штрафные санкции за намеренное вредительство. Нужно отстаивать национальные интересы и просвещать правительство, парламент, президента и само общество. Быть настоящим советником для всех, как это прописано в Законе о НБ КР, а не быть тупым исполнителем директив МВФ. Ведь только недавно обсуждался вопрос о невозможности обслуживать ипотечные кредиты нашими государственными служащими с их заработными платами. Во – первых, это зависит от сроков, во – вторых, от процентов, в третьих, от уровня заработных плат служащих. И то, и другое, и третье проблемы решаемые, если заменить правоприменительное мышление на правотворческое. Если к этому добавить возможности параллельных инструментов платежа в национальном товарообороте, тогда и вовсе проблема перестаёт быть таковой.

Резкий отток валютных ресурсов, снижение уровня кредитования всех хозяйствующих субъектов, и запрет правительству регулировать систему денежного обращения и вообще вмешиваться в организацию экономической жизни общества, вот вам причина настоящего кризиса, в результате которого Нация пребывает в депрессии. Чтобы уверенно проявлять политическую волю, нужно иметь понимание о структурном и вне структурном влиянии на общественно – экономические и даже социально – политические процессы. При этом если нет обратной связи между властью и обществом, государственным управлением и бизнесом, то кризис будет только усугубляться. Это может происходить до тех пор, пока у народа не «снесёт башню» и он не ополоумеет от безысходности. А может в этом состоит задача тех, кто организовал войну на Ближнем Востоке, наводит изжогу в Европе, России, да собственно во всём мире?! Чего мы добились, сменив Акаева А. на Бакиева К., а потом последнего на Атамбаева А.?! Настоящая революция заключается в изменении понимания процессов, тенденций и их последствий. А так это банальный государственный переворот, который ни к чему не приводит.

Возможно, труднее стало воровать, это следует признать, поскольку политики друг за другом следят, когда и кто проколется, да и сунет свою руку в народную кладовую. Но радоваться тому, что прокололся член конкурирующей партии, а не твой однопартиец, и тыкать его соратникам пальцы в ноздри, это соревнование дураков и на положении народа это ничуть не сказывается, а тем более экономики. Экономика, это результат как структурного, так и вне структурного управления делами общества И, это тоже «тандем». Но, если в этом тандеме ведущим является вне структурное управление, а структурное управление становится ведомым, то хоть закрутись педали, ведущий просто задерёт ноги, а ведомый выдохнется. Не всегда легко подбирать слова и определения, для того, чтобы выразить идею в полном объёме?! В меру своего скудоумия и косноязычия, я всё же попытался донести до вас причины сложившихся проблем. Знание само себя не способно применять, это удел понимания, то есть мудрости. Мудрость применяет знание, но ею может облечься только праведность, а вот она реально сегодня в дефиците. Кризис для собаки настаёт, когда её перестаёт кормить хозяин. Кризис для человека начинается с того времени, когда он становится подобен собаке и ждёт кормёжки из чужих рук…

С уважением,

Мурат Мусабаев

30 января 2016 года.

Добавить комментарий

Авторизация
*
*

63 − 58 =

Регистрация
*
*
*

Генерация пароля