МЕНЮ

ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ

Мы все подсознательно убеждены в том, что состояние экономики страны зависит от уровня коррупции в ней. Но давайте хотя бы один раз, отделим одно от другого. Можно до бесконечности публиковать материалы то об одном, то о другом факте коррупции, а на деле ничего не будет меняться. Собственно на деле всё обстоит именно так. Коррупция сопровождает наши общественно – экономические отношения и в относительно хорошие годы и в неблагоприятные времена.

Экономика, это процесс жизнедеятельности общества, связанный с обменом гражданами между собой товарами и услугами. Чем активнее этот обмен, тем больше возможностей для граждан удовлетворять свои жизненно – важные потребности. Коррупция это торговля государственными услугами из – под полы, а также присвоение общественных благ индивидуальными служащими или их организованными группами в целях личного обогащения.

По – сути, коррупция — вид предпринимательской деятельности, когда нашим соотечественникам не приходит в голову предпринять что – то другое. Это вид паразитарного существования на теле общества! Воровство, грабежи и разбои, это тоже виды предпринимательской деятельности, когда иных способов решить свои проблемы потребления не находится. Но всем этим занимаются наши граждане, с которыми мы сосуществуем бок о бок, живём с ними по соседству, здороваемся и ходим друг к другу в гости по праздникам. Коррупционер или бандит на деньги, полученные от своего вида предпринимательской деятельности, участвует в общественном потреблении и даже даёт чаевые таксистам и официантам. По умолчанию каждый из них существует по принципу: ну извините, дорогие сограждане, своя рубашка ближе к телу, я иначе не умею.

Государство – это система управления обществом, распределяющая функциональные обязанности по разным аспектам жизнедеятельности на учреждённые им структуры. Без него нельзя, но и с ним жизнь никак не становится лучше?! Это тело, в котором заводится вирус коррупции. Всё зависит от того, какова эта система управления, либо она насилует породившее её общество, либо она служит ему?! Качество организации системы логично определяет результаты, которых она добивается! А в чём необходимость такой системы управления? Она подразумевается для организации граждан, обеспечения правильных, справедливых и эффективных отношений между ними. Для того, чтобы граждане могли эффективно взаимодействовать между собой, а это, в первую очередь, заключается в обменах товарами и услугами для удовлетворения потребностей и извлечения дохода, их нужно обеспечить инструментами обмена, а это Деньги! Если этот инструмент продуман неправильно, то коррупция и другие виды преступлений просто неизбежны. Государство тоже сосуществует в системе других государств, каждое из которых преследует свои интересы и выгоды. Проблема большинства из этих государств в том, что каждое из них мечтает получить всё как можно быстрее. Оно ведёт себя как человек, потому что во главе государств стоят такие же люди, обусловленные психологией и инстинктами, амбициями и интеллектом. Сила государства заключается в разуме и воле его граждан. Если разум и воля индивидуальный, то результат один; если разум и воля групповой, то другой. Но, ни то, ни другое не создаст прочной системы управления. Только Коллективный разум и воля в масштабе Нации может создать лучшую систему управления. А вот такового в мире ещё никто не создал! Есть приближение на 50%, но, как правило, гораздо меньше. Государства – колонии это больше индивидуальный разум и воля правителя, максимум групповой. Их несостоятельность в том, что у них не получается сформировать Нацию, а это и есть тот желаемый тип Коллективного разума и воли, не по звучанию слова, а по содержанию.

К примеру, немцы, швейцарцы или американцы представляют собой Нацию на 50%, мы пока ещё далеки от этого и максимум создали её на 5%. В понятие Нация вкладывается взаимозависимость, взаимосвязанность и взаимообусловленность граждан страны. Но когда граждане страны разрознены и эгоистичны, Нации нет, хотя есть государство и всё, что к этому прилагается. Государство не может быть эффективной системой управления в отсутствии Нации! А можно ли развить экономику в условиях отсутствия Нации или её 5% наличия?! Государство, это средство, благодаря которому можно выстроить Нацию, кропотливо, терпеливо и целенаправленно. Создать институты управления, это половина дела. Главное дело заключается в том, чтобы собрать атомизированную структуру нашего общества в единый организм Нации. Почему в Германии, Швейцарии или Америке она создана только на 50%? Потому что каналы взаимодействия граждан имеют социально – экономическое содержание, а другие 50% предполагают духовно – нравственные скрепы. Этого нет и там! Но в отсутствие первых 50%, о второй половине говорить сложно. Это как две ноги, на которых стоит Нация: левая – экономика, правая – духовная культура, без которой сложно рассуждать об уважении законов, норм и правил поведения в обществе. Нам пока так и не удалось «нарезать бороздки», по которым могли бы протекать потоки экономических отношений. Экономика у нас пущена на самотёк рыночных отношений либерального характера. Мы почему – то приняли на вооружение догму, согласно которой государству не рекомендуется вмешиваться в развитие экономических отношений. Вся политика заключается в принятии законов, не создающих непосредственных условий для эффективного развития экономики. А главное из них эффективный финансовый рынок.

Экономику можно «лечить» и залечить до смерти, а можно исцелять, это не одно и то же. Управленческий класс страны занимается постоянным её лечением, но это не значит, что экономика выздоровеет, скорее умрёт. Развитие западной экономики с середины 80 – х годов прошлого столетия, обрело тенденцию расширенного воспроизводства. То, что называется тенденцией, имеет один путь – набрать силу и развиваться. Такая тенденция закономерно выдавит предложение бизнеса за пределы странового и континентального потребления. Где найти такое количество едоков, ездоков и м – ков?! На просторах СНГ и в странах бывшего соцлагеря. Новым управленцам этих стран важно внушить, что им не обязательно самим что – то производить. Но чтобы новые потребители могли покупать товары по импорту, там, где они в переизбытке, нужна валюта?! Как зациклить систему снабжения деньгами, чтобы валюта заходила в эти страны и тут же возвращалась туда, где были куплены предыдущие товары?! Нужно организовать финансовый рынок таким образом, чтобы коммерческие банки в этих странах обеспечивали бизнес необходимым объёмом валюты. А для того, чтобы валюта не могла быть инвестирована в национальное производство, кредиты нужно давать на короткие сроки и под большие проценты. Можно иметь и экспортный потенциал, но только в виде сырья, энергоресурсов и стратегических инфраструктурных объектов внутри этих стран. Когда инвестор входит в экономическое пространство такой страны, он импортирует из неё право собственности на купленные объекты. «Аборигены» считают это своим экспортным потенциалом. Риска нет никакого, поскольку свободная выручка конвертируется всё в ту же валюту и благополучно утекает от аборигенов. Более того, национальные политики в этих странах, как попугаи долдонят одно и то же в своих предвыборных речах: будем привлекать иностранных инвесторов и, разумеется, бороться с доморощенной коррупцией, притом, что сами они от головы до пят покрыты проказой коррупции. Бог с ней с коррупцией, хоть её ругай, хоть хвали, от этого она меньше или больше не становится. Не изменив систему управления, всё бесполезно.

Для того, чтобы вылечить человека мало сказать ему: «будь здоров!». А наши политики говорят это всему народу уже 25 лет. Экономика – это процесс, который не находится в абсолютной зависимости от коррупции, но зато она находится в такой зависимости от денежной системы и принципов её обращения. Когда такой инструмент как деньги для эффективного обращения товаров и услуг становится дефицитом, а правительство просто не имеет права и возможности их создавать, народ сидит, разинув рот и ждёт инвесторов, или идёт к банкирам брать их на кабальных условиях, при которых развиваться сложно. Нашему правительству нельзя по международным правилам заниматься регулированием процесса денежного обращения, организовывать кредитование экономики. Это составляет компетенцию и прерогативу Национального Банка страны. Но НБ КР не является нашим государственным учреждением, это посольство мировой денежной системы в республике. Более того, в одночасье разрушить то, что мы создали в течение этого времени в плане финансового рынка просто нереально?! Дедолларизация о которой проговорил президент Казахстана и о чём вторит ему наше правительство возможна, как минимум, в течение 10 лет, при всех благоприятных сопутствующих обстоятельствах. Это нейроэкономическая операция, в процессе которой снижение спроса на доллары США должно компенсировать внутреннее национальное производство, а также переход на взаиморасчёты с некоторыми партнёрами во внешней торговле путём обмена национальными валютами. Постепенно наращивая спрос на национальную валюту необходимо следить за соотношением всех видов денег на валютном рынке страны. Но и этого будет недостаточно в первые годы…

Правительству нет нужды национализировать коммерческие банки, но совершенно необходимо сделать это с центральным банком страны. Пока это учреждение не станет работать в интересах нашего государства и его экономики, всё остальное волюнтаризм чистой воды. Эмиссию национальной валюты необходимо осуществлять с прохождением ею режима «карантина» в виде вспомогательных денег. Этот новый вид денег должен эмитироваться по особому распоряжению правительства в целях кредитования только реального сектора экономики. «Карантинные деньги» отличаются от обычных только тем, что они не конвертируются в другие валюты, а предназначены исключительно и только для внутреннего обращения. Они нужны для ускорения обменных товарных операций отечественного производства. 30% таких товаров и услуг должны быть потенциальны к экспорту, для того чтобы в результате экспорта наполнять их резервным содержанием, а остальные 70% должны увеличивать внутренний оборот товаров и услуг. Желательно для начала обеспечивать такими кредитами товаропроизводителей, чьи товары создаются и продаются в течение одного финансового года. Это как тюлень, рождается беликом, но через год меняет окраску, набрав нужную кондицию. Такие деньги безболезненно можно выдавать в качестве кредитов уже существующим промышленным предприятиям для увеличения объёма товарной продукции. Весьма полезными они окажутся для фермеров и других сельхозпроизводителей, для предприятий перерабатывающей промышленности и заготовительных компаний. Сомовая кредитная масса в совокупности с «карантинными» деньгами сформирует агрегат М2 на том уровне монетизации экономики в котором имеют нужду указанные субъекты экономической деятельности. Подобная мера будет работать на постепенное снижение спроса на СКВ. В структуре затрат любого производителя не бывает такого, чтобы она на все 100% состояла из СКВ. Для координации и контроля процесса монетизации НБ КР должен создать свои филиалы во всех регионах страны. Мы не можем позволить себе и впредь продолжать своё полуколониальное существование.

Безусловно, международным финансовым институтам такая инициатива не придётся по душе. Не придётся по душе она и вновь образованным финансовым структурам ЕАЭС. Но мы говорим о долгосрочных перспективах и обеспечении национальной безопасности. Более того всем членам ЕАЭС не мешало бы поступить точно таким же способом, а не искать «чёрную кошку в тёмной комнате, тем более, что её там нет». В масштабе России, так и вовсе можно вспомогательные деньги сделать региональными на каждый субъект федерации. До полного исцеления любой экономики в пределах 10 – 15 лет такая система денежного обращения будет не только оправдана, но и востребована. Каждой республике  надо постепенно увеличивать производство товаров полного внутреннего экономического цикла. Любая отрасль экономики которая потенциально может быть развита в республике, должна развиваться под неусыпным контролем региональных и центральной властей. Но для этого должна быть разработана и принята новая национальная стратегия структурных экономических реформ. При всех попытках правительства хоть как – то решать текущие проблемы, связанные с курсом валют, продолжается рост закредитованности населения и юридических лиц в долларах США. Коммерческие банки страны невозможно заставить уже выданные валютные кредиты трансформировать в сомовые. Но можно было бы в интересах государства, заёмщиков и снижения рисков самих банков, реструктуризировать долларовые кредиты по срокам погашения с  тем, чтобы ежемесячные взносы уменьшить в два раза. Убытки, разумеется никто на себя не станет принимать, но проценты остаются те же, залоги то же самое и суммы кредита не уменьшаются, поэтому такой шаг в наших условиях был бы весьма оправданным. Почему банки не хотят увеличивать кредитование в сомах? Потому что, даже получая прибыль в сомовом эквиваленте, они ориентируются исключительно на доллары США, а в этом случае для них это выглядит убытками…

Импортные операции сокращаются в связи со снижением доходов населения. Вместе с этим сокращаются обменные процессы отечественными товарами и услугами. Из всего объёма привычного товарооборота отечественные товары и услуги составляют не больше  5 – 7%. А при снижении остального объёма потребления, внутренний предприниматель просто обессиливает и не в состоянии стоять на ногах. Люди отказывают себе в прежних потребностях, будь то сделать макияж лица, лишний раз посидеть в кафе, использовать услугу такси, да даже купить лишний килограмм мяса или картошки отечественного производства. Спрос потенциально есть, есть и потенциальное предложение, но между ними не хватает склеивающего их момента – денег. И здесь необязательны были доллары США или евро. Чтобы экономить национальную валюту, которую можно безболезненно  направить на конвертацию в СКВ для частичного кредитования экономики, заработную плату государственным служащим и пенсии можно было бы выдавать «карантинными» деньгами до 50%. Правительство получило бы возможность заменять один вид денег на другой с целью высвобождения из бюджета сомов. На внешнеторговый платёжный баланс это не оказывает влияния, поскольку объём сомов не нарушает пропорции к СКВ. Не дай Бог грянет катастрофа и правительству ничего не останется делать, как использовать этот метод. Но если оно его не рассматривало даже теоретически, то сколько времени на это потребуется, чтобы изучить проблему, а затем адаптировать метод к жизни. Отдельные виды предпринимательской деятельности, например, такой как риэлтерские услуги вовсе перестанет быть актуальным до лучших времён. Правительство совершенно не думало о том, на что ориентировать предпринимателей. Вот вам и реальные издержки либеральной экономической политики. Вот вам и рынок, который сам по себе всё отрегулировал. Он лавировал, лавировал, да не вылавировал. Но хотя бы теперь надо же что – то делать?!

Очень важно в этом контексте пересмотреть результаты либеральной экономической политики, особенно в части неприятия государственной, региональной и общественной форм собственности. Пропаганда культа частной формы собственности является главным заблуждением и иллюзией перспективы развития экономики в интересах народа. Почему народ должен быть заложником чьих – то заблуждений и фантазий?! Во времена кризисов необходимо создавать условия для будущего развития, с учётом прошлых ошибок и не надо стесняться их откровенно признавать. Сегодня только и слышно со стороны нашего правительства о поисках иностранных инвестиций. То это деньги саудитов, то китайцев, то ещё Бог знает кого?! Неужели нельзя понять, что это не создаёт перспективы развития национальной денежной системы?! Это можно образно сравнить с тем, что мы не держим в руках реальные деньги, в наших руках только «зеркало», в котором отражаются чужие деньги. Их деньги уплывут, а мы останемся с зеркалом в руках, из которого невозможно вынуть пользы?! То есть мы останемся  с неработающей денежной системой! Дай волю коммерческим банкам, они уже давно бы исключили сомы из оборота. Для них эти деньги только лишние хлопоты с бесконечной обузой ежедневного соотношения их с главными деньгами долларами США. За всю историю независимого Кыргызстана не было ни одного предложения по оздоровлению и укреплению национальной денежной системы. Если кто – то станет возражать и утверждать, что проводилась хоть какая – то работа в этом направлении, это будет неправдой, иначе мы не оказались бы в таком положении. Этого не было ни в одной постсоветской республике, все они согласились на колониальное положение своих национальных денежных систем. Теперь все хлебают последствия своей неосмотрительности и недальновидности. Но даже в этой ситуации не следует паниковать и впадать в депрессию, за одного битого двух небитых дают. Просто надо предпринимать реальные шаги на перспективу, чтобы хотя бы когда – то народ выдохнул с облегчением.

Если говорить о Национальной Идее, то она должна заключаться в том, чтобы создать и укрепить эту Нацию, поскольку пока её попросту нет! Нация, это совокупность граждан, эффективно и справедливо сотрудничающих между собой под умным контролем системы управления, которая называется Государство. Национальный банк, это, прежде всего, та структура, которая должна себя понимать как орган национальной безопасности. Сегодня это собрание полупрофессиональных дяденек и тётенек, исполняющих коллективно гимн чужой страны с утра до вечера. Парламент и правительство тоже собрание таких дяденек и тётенек, которые вроде бы поют гимн собственной страны, но поют непрофессионально. Если реформы не начинаются внутри страны, вне зависимости от внешних отношений, то программы, продиктованные внешними обстоятельствами, не могут пойти нам на пользу. Настоящая эффективная реформа должна вовлекать в процесс одновременно все регионы страны и значительную часть её населения. Такая реформа должна менять мотивации тех, кто участвует в экономических процессах в качестве предпринимателей, а также прочих граждан мотивировать становиться предпринимателями. Правительство должно грамотно специализировать предпринимательскую деятельность по отраслевым направлениям для того, чтобы исправить положение, когда весь народ сконцентрировался в единственной отрасли экономики оптово – розничной торговле. Это полная прерогатива региональных правительств, поскольку если за этим не следить на местах, из центра координировать такой процесс невозможно. Хотя до сих пор республиканское правительство занимается ручным управлением, не создавая эффективной системы регуляции и координации. Я не знаю в чём причина, может она заключается банально в том, что чем больше власти, тем больше зависимости многих от немногих, а это приятно?! Тебе лицемерят, преклоняются и, по крайней мере, делают вид, что уважают и ценят. Для многих в этом смысл жизни…

Итак, «карантинные деньги» после годичного цикла и создания через экспорт резерва, трансформируются в основной сомовый денежный массив, не создавая проблем с внешне – торговым платёжным балансом. Это очень важно! Вспомогательные деньги создаются на будущий финансовый год строго по заявкам от региональных властей под их полную ответственность. Создаётся параллельная банковская система, состоящая из региональных земельных банков. Для этой системы прибыль не имеет значения, не для того она нужна. Если финансовый рынок не обслуживает нужды и интересы экономики, в том объёме, в котором их востребует предпринимательский класс, то это нельзя назвать финансовым рынком. На рынке люди ходят и выбирают товары, торгуются, снижают цену на товар, а когда торг неуместен, это уже не рынок; будь то финансовый, будь то скотный, овощной или Дордой. Нам в банках предлагают кредитные договоры, но договор порождает для сторон взаимные права и обязанности?! Если же у банка только права, а у клиента одни обязанности со штрафными санкциями за неисполнение, то это уже не договор, а скрытое изнасилование с особым цинизмом. «Карантинные деньги» трансформированные через год в сомы, должны оставаться в распоряжении земельных банков для кредитования в той части, которая может быть конвертирована в СКВ, если предприниматели нуждаются в частичном импорте производственных факторов. Конвертация производится по курсу на день получения кредита и даже если национальная валюта подешевела, земельные банки это не пугает, потому что они работают не на прибыль, а их ресурсы увеличиваются год от года за счёт эмиссии «карантинных денег» и их погодовой трансформации в сомовый массив. Мы имеем иное целеполагание в вопросах реформации финансового рынка. Для нас важно решать проблемы общества и бизнеса, а не коммерческих банков. Подумайте, пожалуйста, на досуге, не торопясь, чтобы не делать скоропалительных выводов и пусть эта статья станет импульсом для развития ваших собственных идей, которые, я уверен, превзойдут мысли изложенные здесь. Желаю вам успехов в процессах размышления…

С уважением,

Мурат Мусабаев

Добавить комментарий

Авторизация
*
*

9 + 1 =

Регистрация
*
*
*

Генерация пароля