В продолжение темы прошлой статьи, смысл которой необходимо раскрыть глубже и расширить обсуждаемый предмет, следует начать с того, чтобы расшифровать понятие «духовность». Духовность подразумевает Совесть, а её плодом является Справедливость в широком смысле этого слова. Совесть отражает духовную природу человека, поэтому вопросами человеческой Совести занималось духовенство, но это не означает, что у его представителей имеется эксклюзивное право заниматься человеческой Совестью.
Люди должны сами заниматься своей Совестью, поддерживая этим свою духовную природу. Совесть вещь вне конфессиональная, и не может быть ни иудейской, ни христианской, ни мусульманской, ни буддийской, ни индуистской. Она может быть общечеловеческой вне контекста религиозных убеждений и предпочтений людей. Но она должна быть и вне политических убеждений и пристрастий людей, ибо смешивать её с политикой, означало бы духовную природу Совести заменить эгоистическими представлениями о добре и зле, морали и нравственности. Совесть в её чистом виде представляет собой наш духовный потенциал! О Совести не спорят, а если спорят, то об эгоистических представлениях людей о добре и зле, что является предметом политических и религиозных убеждений и пристрастий. Древние считали, что Совесть обитает в духовном сердце человека, поэтому милосердие и совестливость являются словами синонимами. Как эти вещи вынести за стены синагог, церквей и мечетей, и сделать ценностью и достоинством общества?!
Под духовной властью мы должны понимать власть Совести в обществе, чтобы такая власть стала выше власти политической и конфессионально религиозной. Такую власть нельзя отделить от Государства, ибо это не Церковь, но вынесенное за пределы Церкви достоинство человека, не оставляемое им на попечение духовенства. Если Совесть, иначе духовность не живёт в людях в их городах и сёлах, на улицах и в домах, то их общество является бездуховным. Тогда толку в их синагогах, церквях и мечетях очень мало, если о Совести люди вспоминают только в их стенах, а выходя, забывают о ней. Индикатором Совести многонационального народа может быть не только Церковь в широком смысле этого понятия, но и Всенародное Собрание, которое проводится по местам компактного проживания граждан страны, в виде одновременно происходящих сходов, на каждом из которых общинами избираются прямым голосованием свои народные представители. В некотором смысле это депутаты, но качественно иные в отличие от политиков, которых привычно избирают в качестве народных представителей до сих пор. Это селективный отбор самых достойных соседей в каждом квартале, которые во всей их совокупности в масштабе страны представляют собой Всенародное Собрание. Это такое большое Сердце народа, которое и будет его духовной властью! Из этого Всенародного Собрания по местам формируется первичный уровень Советов Народных Представителей. Второй уровень такой духовной власти формируется в форме Президиума делегатов от мест.
Президиум Верховного Совета формируется делегациями представителей от регионов. Кто скажет, что это невозможно, организационно трудоёмко или неэффективно, тот либо закостенелый политик, либо неподвижный чурбан. Вся беда в том, что светская власть не справляется с задачей надлежащего представительства народных интересов, чаяний и нужд. Она не справляется не только у нас, а везде во всём мире! Нет такой страны, где народ не говорил бы о том, что политика грязное дело, и быть долго порядочным человеком, придя в политику невозможно. Но единственный способ известный людям, это перевыборы, в результате которых одних непорядочных людей сменяют другие, и это продолжается потому, что иного способа никто не предлагает. Светская власть означает власть политическую, и, несмотря на разделение трёх ветвей государственной власти, все они, по сути, продолжают оставаться политическими, следовательно, движимы духом эгоизма. Эгоизм это антитеза духовности, и все это прекрасно понимают, исторически в этом убедились сотни раз, доходя до погромов, гражданских и мировых войн, разрухи, но всякий раз на авансцену выходят новые или старые политики и ведут народы к такому же результату в долгосрочной, среднесрочной или краткосрочной перспективе!? Если бы в настоящее время белорусы воспользовались этим способом организации общества, то их общественно – политический кризис был бы успешно преодолён! Им предлагают ту же самую политическую систему, как и везде, что для них означает замедлить «гниение».
По – старому не хотят жить даже в США, которые ставили в пример всему миру, но если бы в США было всё так замечательно, в народном чреве не кипело бы его «г…но», выливающееся на улицы городов как сель. Воняет на весь мир, но политики США, как в той народной пословице: «им хоть мочись в глаза, а им всё божья роса!». Российское экспертное сообщество упрекает Белоруссию в отсутствии политической системы, будто в Российской Федерации она совершенная!? Пока светская власть не будет сбалансирована духовной властью, в том смысле, в котором мы о ней сейчас говорим, то политики хоть в Африке, хоть в Европе, хоть в Кыргызстане, останутся эгократами, что опаснее эгоистов, как ядерное оружие опаснее обычного. У А. С. Пушкина в поэме «Борис Годунов» самой ключевой фразой, на мой взгляд, является фраза: «народ безмолвствует…». А почему он безмолвствует до сих пор, как прежде?! Потому что за него говорят политики, которых он выбирает для представительства своих интересов, но у политиков всегда свои интересы, совпадающие с интересами народа только на словах! Политика это пристанище не просто для людей с болезненным эгоизмом, а с патологическим Эго, а Эго антитеза Совести, о которой мы как – раз и говорим как о духовности человека в отдельности, так и общества в целом как совокупности людей. В Российском гербе у орла две головы, направленные в разные стороны, что говорит о времени, когда понимали, что светская власть непременно должна быть сбалансирована властью духовной, но тогда это была Церковь и её глава.
Какое – то время это работало, пока духовенство не испортил эгоизм, они ведь такие же, как и политики люди, с аппетитом, желаниями и потребностями. Сейчас они стали во много раз хуже, ибо раньше они хоть как – то боялись Бога. Владимир Высоцкий очень точно выразил эту мысль: «И ни церковь, и ни кабак, ничего не свято, нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята» . Это касается синагог и мечетей, в том виде, каком мы о них имеем представление; там нет святых, нет праведников. Ведь когда духовная власть была противовесом светской власти, от духовенства не требовалось глубоких политических или экономических познаний; от них требовалось чувствовать чаяния народа и быть нечто выразителями народной Совести. Сегодня такими глубокими познаниями не обладают даже члены правительства, тем более депутаты!? Поэтому главная задача состоит в том, чтобы люди отыскали среди своих соседей наиболее мудрых людей, у которых с совестью всё в порядке, а таковые среди простых людей, слава Богу, не перевелись! Если этого не сделать, то ничего другого в настоящее время, при данных обстоятельствах, являющихся реалиями современного общества, вы не придумаете. Народ безмолвствует, потому что безмолвствует его Совесть, у неё нет права голоса, народ лишили этого права! Как вы считаете, если у вас есть хоть капля совести, с этим надо что – то делать?! Или вы считаете, что надо всё оставить по – прежнему?! Духовно – политическая организация общества, вовсе не означает религиозно – политического устройства, это разные вещи.
Ставка делается не на религиозность, поскольку до истинной религиозности обществу очень далеко, но возбудить его духовность, как безмолвствующую Совесть, вполне себе решаемая задача! В Советское время это называли нравственностью, это близкие по сути понятия, но духовность это духовная природа человека, а нравственность не исключает эгоизма, а вот его – то следует исключить, пусть постепенно, но исключить, чтобы не развалиться однажды как Советский Союз, в котором анкетная нравственность заменяла Совесть. Советская власть была светской, но она никогда не было советской, ибо если бы она была реально советской, она была бы духовной. Тогда духовная власть была бы той самой силой, которая балансировала светскую власть, и Советский Союз остался бы, цел и невредим! Сейчас это очень важно сделать достоянием Общественного Сознания, как если бы предложить обществу способ его исцеления. Общество подобно отдельному человеку в некоем усреднённом его восприятии, но в масштабе, поэтому если сравнить общество с совокупным бессовестным циничным человеком, то вам такой человек вряд ли понравился бы!? Как это ни печально, мы с вами именно таковы! Если бы перевыборы меняли качество общества, то этому можно было бы только радоваться, но они делают его только хуже раз от раза. Если этого не понимают идущие на выборы люди, то можно предсказать события, которые ожидают нашу страну в ближайшие годы с точностью до 99 %, они не обрадуют вас. Плохо, что никто так и не хочет этого понимать своевременно.
Несвоевременность вечная драма, где есть общество, политики и грешное духовенство, если обыграть слова из песни Игоря Талькова! Священники сами признают, что все они грешны, как и обычные люди, хорошо, что они это понимают, это делает им честь. Если возникнет духовная власть вне контекста Церкви, это положительно повлияет и на неё, в том числе, потому что у духовного общества не может быть немощной Церкви. Плохо, что политики не понимают греховную природу политической власти и не просят свой народ о помощи, создать баланс их политической светской власти, властью духовной народной. Первым признаком психического заболевания является отрицание больным болезни и утверждение, что он здоров. Глядя на политические партии, идущие на выборы, народу должно казаться, что политики психически здоровы!? Но ни один из них даже не имеет представления о том, как будет развиваться экономический кризис в ближайшие годы, как это отразится на финансовой системе страны, а значит и на экономике государства!? Бизнес – мышление политиков не охватывает проблемы в её полноте, как если врач – офтальмолог, кроме проблемы зрения, мало что понимает в других заболеваниях. Да, он медик и имеет медицинское образование, но у него узкая специализация. Что касается экономистов, с ними настоящая трагедия в мировом масштабе, поскольку экономика как наука умерла вместе с ХХ веком! Бизнесмены и политики на Западе страдают болезнью, которую можно назвать «экономической глаукомой», крайне ограниченным видением.
Но мы у них учимся, перенимаем их опыт, следуем их рекомендациям и инструкциям, как хорошие школяры тридцать лет обучающиеся в начальной школе!? Если бы это было не так, народ не жаловался бы на своё экономическое положение. Когда молодые люди с вдохновением «пионеров» говорят о цифровой экономике, как о будущем страны, это всё равно, что радоваться ёлочным игрушкам в отсутствие самой ёлки!? Если человек в своих руках не держал ничего тяжелее гаджета, ему сложно понять, что гаджет самостоятельно не вспашет землю, не выпасет скот на пастбище и много чего он не сделает, поможет, но не заменит реальный труд людей. С поверхностными экономическими познаниями наше подрастающее поколение окажется не в состоянии обеспечить пенсиями даже педагогов, которые их научили экономике, когда те на старости лет будут едва волочить свои ноги от дивана до унитаза. Мировая История показывает, что когда интеллект подавляет в людях Совесть, какое – то время всё продолжает выглядеть даже прогрессивным, но так долго не продолжается, наступает период тотальных массовых безумств! Возглавляют эти массовые беснования, как ни странно, те же самые политики, которые в угаре борьбы за власть теряют головы окончательно. Но народ безмолвствует даже тогда, потому что он не организован так, чтобы бодрствовала его Совесть. В широком смысле именно это создаёт Национальную Безопасность в том её виде, когда это действительно способно обеспечить народу его Коллективную Безопасность, устойчивость в тяжёлые времена.
Народ, не понимающий, что он, прежде всего, должен быть за самого себя, за мирную жизнь в обществе, без которой ни о каком процветании речи быть не может, очень легко может быть приведён в состояние массового безумия! Какие – нибудь 5% населения от общего его числа, поставят на уши всё остальное общество и могут держать целый народ в напряжении годами. Но неорганизованный народ будет все эти годы безмолвствовать, в надежде, что найдутся очередные политические силы, которые наладят общественную жизнь. У народа должен появиться коллективный духовный Иммунитет, против своего же собственного эгоизма, который склонен к политическим пристрастиям, религиозному невежеству и националистическим предрассудкам, когда каждый существует сам по себе. Совесть выше всего этого! У неё нет национальности, политических предпочтений и религиозных пристрастий, формирующихся от религиозного невежества. Раввины, попы и муллы не могут за народ решить проблему отсутствия у него коллективного духовного Иммунитета. Они могут способствовать его поддержанию в народе и укреплению, но не могут за сам народ быть его Совестью, отражающей духовную природу людей. Духовная власть рождается коллективными усилиями самого народа, затем она развивается с годами и укрепляется, как рождается, растёт и развивается, набираясь сил отдельный человек. Если кто помнит как «рождается и растёт Манас или Эр – Тощтук», точно так же рождается народная Совесть, если народ правильно понимает смысл этих образов.
Так вот именно сейчас народу нужно «родить своего Манаса и Эр – Тощтука», у него это исторически получалось, и надо, чтобы получилось на этот раз! Сейчас тот самый момент, когда это жизненно необходимо. Силы улиц могут быть разрушительным селем, когда люди не в состоянии совладать с собственной Совестью, и именно от её непонимания в самих себе люди приходят в массовое исступление. Самые отъявленные эгоисты в среде политиков уже сегодня взывают к разрушительным силам внутри нас, разбудив которые народ займётся самоуничтожением! Принцип: «если я не попадаю во власть, то пусть всё горит синим пламенем!», характеризует махровый эгоизм ничтожеств, но таких сколько угодно в политической среде Кыргызстана. Политики вышли из доверия все до одного, и это пора уже понять действующей власти, ради собственной же безопасности! Что такое наше политическое прошлое?! Два главы государства сбежали, третий сидит в тюрьме, а четвёртый «борется с коррупцией» и «привлекает инвестиции» в то время, как ни то, ни другое не имеет перспектив при данном общественно – политическом устройстве страны и экономической модели государства!? Юношеский оптимизм молодых политиков, как и неугасающий «комсомольский задор» дряхлеющих политиков, происходит из их общего счастливого неведения о реальности, в которой пребывает современный мир!? Главное для них попасть во власть, которая не несёт ответственности перед народом за то, как сложится его дальнейшая жизнь. В крайнем случае, всегда можно покинуть эту страну.
Если кто – то полагает, что порядок в стране можно навести, не принимая во внимание состояния всеобщей Совести народа, то можно констатировать, что духовный мир людей погребён под завалами их политических страстей и эгоистических желаний. Вот почему этот мир выглядит Богом забытым, а люди, кроме темпов экономического роста ничего не слышат от своих достославных политиков. Только почему – то экономический рост никак не сказывается на уровне жизни рядового народонаселения планеты земля!? Рост есть, но он не про вашу честь! Весь этот экономический рост в масштабе мира приводит лишь к тому, что самые богатые международные Корпорации в ближайшие годы поглотят всё имущество тех, кто экономически не выдержит закономерно назревший Кризис. Всё это необходимо для единственной цели перераспределения рынков и мирового богатства в руки тех, кто оказался наиболее экономически состоятелен! Лес рубят, щепки летят, и иногда щепками оказываются целые страны со всем их народонаселением, в которых их недальновидные политики не способны мыслить масштабно и видеть объёмно. К числу таких стран относится не только Кыргызстан, который в ближайшие тридцать лет станет частной собственностью иностранных финансовых магнатов! Вот мы им потом будем петь свои народные песни о достославном прошлом в Кыргызстане – кыргызов, в Казахстане – казахов, на Украине – украинцев. Мы будем рассказывать им, как изобрели колесо, а они молча кушать и слушать наши нескончаемые байки о нашей национальной гордости…
С уважением
Мурат Мусабаев
24 августа 2020 года.