МЕНЮ

ДОБРО И ЗЛО МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ — статья от 31 августа 2024 года

«ДОБРО И ЗЛО МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ»    

    Война это следствие развития международной торговли, которая прокладывает торговые пути между странами по суше и по морю. Деньги и товары ходят по одним и тем же улицам, где одно, там и другое, они связаны между собой как нитка и иголка, как зеркало и то, что в нём отражается. Для формирования адекватного представления, что происходит в современном мире, я бы хотел предложить вам в миниатюре в качестве примера вспомнить город – государство Венецию, как одну из первых морских держав. Сегодня Венеция это один из городов Италии, туристический центр, привлекающий туристов со всего мира. А некогда это было государство, и не просто некое карликовое государство, а морская держава! Погоду в этом государстве делали купцы, усилиями которых, собственно, оно и было создано, и управлялось. Казалось бы, что можно делать в таком крохотном экономическом пространстве, в котором населения то с гулькин нос!? За счет чего оно существовало на протяжении веков!? Эти купцы занимались международной торговлей, то есть, торговлей между странами, а для того, чтобы перемещать товары из одних пунктов в другие, тем более по морю, нужны корабли как средства передвижения товаров. В этом государстве очень хорошо строили корабли, и купцы создали свой торговый флот для перемещения товаров, а для охраны грузов военно – морской флот в придачу. Вот две главные составляющие успеха купцов в их транснациональном бизнесе. По – сути, Венеция была государством – транснациональной корпорацией (ТНК), прототипом современных ТНК. О роли ТНК в современном мире вы наверняка хорошо осведомлены! Политики по сей день пляшут под дудку транснациональных корпораций.

Венеция расположена в южной оконечности Адриатического моря, и первым делом ее купцы, по логике развития их торгового бизнеса между странами, оккупировали Адриатическое море. А затем ареал их деятельности расширялся и распространился на Средиземное и Чёрное моря. Чуть позже их транспортно – логистические маршруты вышли в Индийский океан. Кораблестроение по мере расширения и развития их торговых интересов тоже не стояло на месте. Их торговый флот и военно – морское обеспечение безопасности международной торговли, разумеется, развивались одновременно. Как сегодня нефть и газ, в то время ходовым товаром были пряности и ткани, а по ходу и иные предметы многообразных ремесел. Коварство и алчность венецианских купцов были притчей во языцех. Для продвижения своих торговых интересов они могли стравливать страны между собой, используя их как прокси – армии. Воюющим сторонам они давали деньги в долг, и, разумеется, не бескорыстно, имея с этого немалую выгоду. Сама Венеция часто использовала для выяснения отношений с другими странами наёмную армию на суше, на море им хватало своих сил разобраться с любым оппонентом. Если бы Венеция прозябала внутренней торговлей, то мы с вами сейчас не вели бы о ней речь. Подробнее об этой морской державе вы легко найдёте информацию, если вам это интересно. Я вам хочу предложить несколько неожиданный ракурс восприятия, как это имеет отношение к современной геополитике.  Расширение капиталов, рано или поздно, приводит к жёсткой их концентрации в ограниченном экономическом пространстве. Как не крути, а Карл Маркс в этом смысле был прав, это подтверждает сама жизнь повсеместно.

Представьте себе, исторический алгоритм развития процесса накопления капиталов купцами на протяжении более тысячи лет. Их родственные кланы расширялись, и постепенно им уже стало не хватать места в ограниченном экономическом пространстве Венеции. Они стали закономерно со временем расширять зону своих жизненно – важных интересов. Таким образом, их капиталы шаг за шагом перемещались в Португалию, Голландию, Испанию, Францию и Англию. И теперь нам с вами известно о Португальской, Голландской, Испанской, Французской, а затем и Британской ост – индских компаниях. То есть, они не возникли на ровном месте с бухты – барахты. Вместе с тем, мы знаем, что в разные века поочередно деньги этих стран выполняли функцию валюты международной торговли. Разумеется, это происходило в условиях жесткой конкуренции между некогда близкими друг другу соотечественниками, вышедшими из одного венецианского гнезда. Сама Венеция как морская держава канула в лету небытия. Но процесс глобализации, который был запущен венецианскими купцами, продолжается до сих пор! Вы должны зарубить себе на своём носу истину: Деньги дружбы не знают! Деньги, как известно, любят счёт, и хотя говорят, что счёт дружбы не теряет; теряет, ещё как теряет, до зверского смертоубийства. Партнёры по бизнесу часто становятся смертельными врагами, даже будучи кровными родственниками. Так что торговля далека от лирики и сентиментальности. Мало что на земле так разобщает людей, как торговые интересы. Если Сатана управляет человечеством по принципу: разделяй и властвуй; то Торговля есть самая благодатная почва для разделения человечества на земле, даже братьев.

Если бы меня попросили в прикладном к жизни смысле приложить библейский духовный образ  «древа познания добра и зла», то я бы, не задумываясь, приложил это к Торговле! Вопросы мира и войны, имеют непосредственное отношение к Торговле. У меня мало места пересказывать вам об ост – индских компаниях, информацию об этом вы можете найти сами. Но моя задача показать вам в исторической взаимосвязи Процесс развития международной Торговли, во что это сегодня вылилось и на пороге чего сегодня находится современный мир!? Произвести даже особенный замечательный высокотехнологичный экспорто – ориентированный товар, это только полдела, по многим видам товаров и вовсе треть дела, эти товары надо доставить к конечному потребителю, а миллиард тонн товарных грузов передвигаются посредством морского транспорта. Так вот, кто контролирует товарные потоки на море, тот управляет миром! На сегодняшний день гегемония США определяется не только возможностью их финансовой системы, обслуживающей пока ещё в значительной мере международную торговлю, а недавно было ещё больше, как в той же мере преимуществами в контроле товарных потоков и управлении ими в масштабе всего мира. Когда морскими державами были Португалия, Голландия, Испания и Франция, это определяло и их международное положение, и политический статус. Как только они утратили статус морских держав, это повлияло на их дальнейшее международное положение. Больше чем на двести лет до середины ХХ века первенство на море перешло к Великобритании! С середины ХХ века этот статус перешёл к США, а с 1991 года США стали морской империей, это основание их гегемонии.

В эпоху Советского Союза в мире было три морские державы: США, СССР и Великобритания. У СССР был свой торговый флот и ВМС (военно – морские силы) для обеспечения безопасности в международной торговле на море. Первое, что случилось с Россией после распада СССР, хотя она и стала преемницей Советского Союза, её лишили статуса морской державы! Провидением ли Свыше, что скорее всего, Россия сохранила свои военно – морские силы (ВМС). У Китая не было, и нет до сих пор статуса морской державы. Вся современная геополитика раскручивается вокруг этого вопроса! Не ручаюсь за статистическую точность, но около половины перевозок морских грузов осуществляют ТНК США, четверть осуществляют британцы, остальная четверть морских перевозок приходится на всех прочих. Однако, страхованием более 80% всех морских перевозок в мире занимается «Лондон – Сити», а это форма контроля и управления товарными потоками в масштабе всего мира! Кажется, с какого такого переляху США и Британия накладывают санкции на любые страны мира!? А вот с такого, поэтому к их санкциям присоединяются, исполняют и тихо сопят в две дырки. Еще недавно Россия придерживалась санкционных ограничений против КНДР и Ирана, как и сегодня, многие страны мира исполняют санкционные ограничения против неё самой. Очередью «за птичками в экономическом раю» управляют США и Британия, европейцы в этом раскладе занимают подчинённое служебное положение, как «блатные у воров в законе». В экономике главным движущим энергоресурсом являются Интересы и Выгоды, что и переносится на политику. Россия и Китай борются за возвращение и обретение статуса морских держав.

У многих думающих людей возникает логичный вопрос, зачем надо было США вкладывать в послевоенную Западную Европу и Японию огромные инвестиции и передавать передовые на тот момент времени технологии!? Казалось бы, производили бы всё передовое у себя, потом продавали бы свои товары всему остальному миру!? Слаборазвитые страны это, прежде всего, и низкая покупательская способность, а это замедляет торговые обороты и снижает скорость денежного обращения. Ну, и где был бы тогда Запад в условиях «холодной войны»!? Это привело бы Запад к поражению в противостоянии с СССР, который налаживал свои отношения в различных регионах мира, стремившихся к построению социализма. Почему страны Западной Европы, как и Япония, Южная Корея и прочие, не стремятся выйти из – под влияния США!? С одной стороны, на их территории находятся военные базы США*, которые там расположены не только для гарантии безопасности стран, в которых они располагаются, а ещё и потому, чтобы в правительствах самих этих стран не возникало иллюзии добиваться независимости. С другой стороны, произведенные в этих странах товары, перевозятся морем, а это компетенция ТНК США и Британии. И еще, в этом раскладе есть одно маленькое «что». На 70% себестоимости произведенного товара, сверху накладывается 30% навара; а на 30% затрат на морские перевозки накладывается 70% прибыли, и, таким образом, происходит перераспределение прибавленной стоимости. При этом, в каждом высокотехнологичном производстве, ТНК США и Британии сидят тоже в доле. И ещё, из доли производителей выплачиваются взносы по страхованию грузов. Это и есть то самое  «что»…

Вот так коротко я описал обстоятельства, в которых находится современный мир в глобальном геополитическом раскладе. Но теперь пора перейти к самому главному, за что бодаются ныне в мире претенденты на мировое лидерство и национальный суверенитет!? Китай предложил странам, находящимся на евразийском континенте стратегию развития: «один пояс, один путь». Если когда – то в США перевозили грузы по стране в дилижансах, а на евразийском континенте на ослах, лошадях и верблюдах, то с появлением железнодорожного и автомобильного транспорта всё изменилось. Хотя морские перевозки это не отменило, а только увеличило, в связи с темпами экономического роста передовых стран. В 90 – е годы китайцы пригласили японцев к себе в страну для строительства высокоскоростной железной дороги, а вместе с этим наладить производство высокоскоростного подвижного состава. На полпути реализации проекта китайцы сами поняли и освоили эти технологии и вытурили японцев из страны. Одно из выдающихся достижений КНР в числе прочего, они вдоль и поперек своей страны протянули железнодорожные линии, создали в натуральном смысле ж/д сети, через туннели, навесные мосты и даже сквозь жилые дома, если кто это видел. По ходу пьесы им пришло в голову распространить этот опыт на весь евразийский континент в целом. Что это даёт в стратегическом смысле в долгосрочной перспективе!? Ну, скажем, если от Владивостока до границы с Европой поезд доходит за 12 дней, то морем на это уходит 45 дней. Время это тоже деньги, а плюс ж/д перевозка значительно дешевле, чем морская. Объёмы товарооборота Китая с Европой, на секундочку, приближаются к триллиону долларов.

Если таковой проект осуществится, это, как минимум, на треть сократит объемы перевозок из Азии в Европу морем. На секундочку, без участия России это сделать невозможно, как если родиться на свет, минуя материнскую утробу. Вот в чём фундаментальный Интерес и Выгода для двухсторонних стратегических отношений России и Китая, и обе стороны это прекрасно понимают. Транспортные коммуникации это экономические сосуды, в том числе транспорт трубопроводный, электропроводный и автомобильный помимо железных дорог. Но это ещё не всё, есть ещё одно немаловажное «что»! Это «что» называется Северный Морской Путь! Расстояние по СМП на 40 % короче из той же Азии в Европу и из Европы в Азию. До последнего времени существовало одно существенное препятствие, навигация по СМП длилась всего два месяца. В остальное время море Лаптевых покрывается льдом свыше 4 метров толщиной, а Баренцево море больше 2 метров. Вот почему в Советское время по СМП перевозилось всего 7, 8 млн. тонн грузов. Но технологии, как вы понимаете, не стоят на месте, и Россия построила атомный ледокол класса «Лидер», который прорубает лед толщиной до 5 метров! И навигация, таким образом, становится практически круглогодичной. Достаточно сказать, что в 2019 году по СМП было перевезено 32 млн. тонн грузов, а к 2026 году планируется увеличить грузопоток до 60, 0 млн. тонн. Сотрудничество КНР и России в этом плане поднимает Китай до статуса морской державы, благодаря России. Вы должны понимать, кто контролирует и управляет товарными потоками на море, а теперь ещё и на суше, то только это даёт право государствам сесть за стол переговоров о будущем мировом порядке!

Европейский рынок является премиальным рынком и для США, и для Британии, и для Китая, и для России. Представьте себе, как снизится роль США, когда эти проекты будут реализованы: СМП и железнодорожные коммуникации из Азии в Европу и обратно!? Экономическая выгода, так или иначе, рано или поздно, разрушит прежние зависимости и сподвигнет выстраивать новые связи и отношения, но уже минуя США и Британию! Вот в чём заключается страх американцев и британцев. Пока в европейских странах в руководстве находятся послушные руководители, коих в своё время готовили под себя англосаксы, стратегический план США и Британии заключается в том, чтобы разрушить экономику Европы, что по их мнению ослабит Россию и Китай. Это принцип: так не доставайся же ты никому! Хотя потом, после того, как загнутся Россия и Китай, можно повторить «План Маршалла – 2», как после Второй Мировой войны. Всех подмять под себя, как они хотят и видят это в долгосрочной перспективе. США в случае провала этого Плана низводится со статуса «морской империи» до статуса «морской державы». Но с ними будут обсуждать тему передела сфер влияния в будущем мире. А вот с британцами всё не так, они лишаются прежнего статуса «морской державы» и с ними никто ни о чём, говорить уже не будет. Поэтому британцы из опасения утратить влияние на Западную Европу, а это не исключено, намереваются создать на будущее некий кордон между государствами Западной Европы и России из Польши, Румынии, Чехии, Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии. Это по представлениям британцев разрушает на будущее железнодорожное сообщение между Азией и Европой и китайский проект накрывается.

Я хочу, чтобы вы поняли, что Экономика это нелирическая сфера жизнедеятельности и даже после кровопролитных войн, экономические связи восстанавливаются между бывшими врагами. Посмотрите на Японию и США, Китай и Японию, Советский Союз и Германию со всеми, кто на её стороне воевал против СССР в Великой Отечественной войне. Интересы Торговли даже сейчас не прерывают отношений между Россией и Европой, правда, окольными путями. США и Россия, как ни в чём не бывало, продолжают торговать товарами, не попавшими под санкции. Война в этом смысле это подготовка на будущее рынков сырья и рынков сбыта! Как бы чудовищно это для вас не выглядело, но такова проза жизни и её циничный политический прагматизм. В России будут в будущем встречать с хлебом и солью на красной ковровой дорожке бывших врагов, а где ни будь в Средней Азии надевать им на головы колпаки и тюрбаны. Война это продолжение политики иными средствами, только и всего! В мирное время политика меняется, на политической арене появляются новые люди, а с них какой спрос!? Однако, вернёмся к текущим событиям. В Европе медленно набирают политический вес национально ориентированные политики. Они уже сейчас возлагают всю вину за происходящее на своих продажных проамериканских политиков во главе их государств, а также на США и Британию. Россия и Китай заинтересованы поддержать эту часть политических элит и переформатировать общественные умонастроения в пользу этого мнения. В будущем принять инвестиционное участие в восстановлении европейской экономики. И. Сталин сказал: «Гитлеры приходят и уходят, а великий немецкий народ остаётся», сиречь и Германия.

Страны восточной Европы рискуют остаться между «молотом и наковальней», после того, как их британские благодетели утратят свой геополитический вес и статус «морской державы». Предмет между молотом и наковальней приобретает придаваемую ему форму, никуда он не денется при всём желании. Мы еще увидим благодушных поляков, миролюбивых румын, добросердечных до слёз в глазах чехов, а главное отрезвевших прибалтов, после тридцатилетнего буйного пьянства. И ещё, когда вы слышите от экспертов о том, что «китайцы вонзили нож в спину русским», или ещё чего – то там отчебучили, помните, это равносильно тому, что пилить сук, на котором сидишь, ибо китайский Проект: «один пояс, один путь», не может быть осуществлён, минуя Россию. Помните, что Китай заинтересован кровно в реализации русского Проекта «Северного Морского Пути». Всё остальное, это разговоры в пользу бедных. Кто контролирует главные торговые пути, тот управляет товарными потоками, то есть заведует жизнеобеспечением человечества! Вот за что происходит реальная война в современном мире! Это и есть влияние на жизнедеятельность человечества во всём мире. Не будет одной валюты международной торговли, появится другая, но деньги не отменяют то, что они опосредуют – ТОВАРЫ. Произвести товар полдела, а доставить его к потребителю это решающий этап экономического процесса. Пешком долго и мучительно, на верблюдах и лошадях муторно, поэтому если есть, что предложить более эффективное и быстрое, ты экономический чудотворец, а за чудеса надо платить! В следующей статье я хочу поговорить о том, почему денежная масса постоянно растёт, а денег при этом постоянно всем не хватает!?

Вокруг поднятой в этой статье темы можно написать, если углубиться в тему, сотни книг, очень интересных и полезных. Политологам можно защитить кандидатские и докторские диссертации. Возьмите рациональное зерно из этой информации, развить эту мысль можно в разные стороны. Гегемония одной страны держалась не только на возможности создавать деньги из воздуха, это была только половина её возможностей. Более главная половина заключается в контролировании и управлении товарными потоками по всему миру. США добились статуса «Морской Империи», и всеми правдами и неправдами пытаются отстоять этот статус*! Но теперь уже появилась альтернатива, и тенденция стала уже необратимым трендом. Пока люди не научатся питаться святым духом, а деньги и золото, как известно, кушать нельзя, люди будут нуждаться в товарах в осязаемом и употребляемом физически их виде. Япония и Южная Корея ничтоже сумняшеся, не преминут присоединиться к этим альтернативным торговым путям. Рискую предположить, что не исключено объединение Северной и Южной Кореи в конфедерацию на принципах: «одна страна – две системы», как это имело место с Китаем и Гонконгом. Заметьте, я ни разу не сказал: «если эти проекты реализуются». Реализация этих проектов уже осуществляется полным ходом, без лишнего шума и пыли, пока все болтают о второстепенных вещах. Кстати, встреча президента РФ В. Путина с президентом Азербайджана И. Алиевым в Баку, это часть реализации этого Проекта. И Азербайджан подал заявку на вступление в БРИКС, это свидетельствует об этом. Я просто всего лишь констатирую факты в том их виде, как они есть, с нейтральной позиции наблюдателя

 

        С уважением                                                                                                         Мурат Мусабаев

       31 августа 2024 года.

Добавить комментарий

Регистрация
Регистрация