Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

skrb01

Политические силы страны предлагают обществу различные направления реформации его жизнедеятельности. Но до сих пор не найден консенсус интересов, способный сконцентрировать совместные усилия власти и общества на единой цели. Единство целей и задач предполагает «синхронную пульсацию» народа и управляющей системы.

 

Правильно обозначенный вектор развития уже в течение 100 дней может придать импульс к повышению уровня совокупного общественного настроения. В этих целях необходимо продемонстрировать обществу готовность на решительные действия и смелые шаги по проведению политических, социальных и экономических реформ. Предварительно новый состав правительства обязан объективно осознать причины, препятствующие эффективному взаимодействию власти и общества, закономерно имеющие в результате эксцессы насильственной смены власти.

Действия правительства в одиночку без привлечения к реализации реформ самих граждан, которые в повседневной жизни хотят ощущать на себе их влияние, не создают атмосферы взаимопонимания, доверия и уважения между властью и обществом.

ПРИЧИНА № 1. Жесткая централизация власти, не допускающая активной инициативы регионов в плане экономического развития и административного регулирования процессов. Отсутствие персональной ответственности руководителей регионов за структурные экономические реформы, обеспечение занятости населения, рост его доходов, сдерживание миграционных оттоков и темпы экономического роста.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 1. В течение 100 дней объявить полномасштабную административно-территориальную реформу, с ликвидацией районов и областей, и образованием на их месте экономически и административно самостоятельных «Земельных округов». Административно-территориальные субъекты должны функционировать на принципах эффективного самоуправления, на выборной и конкурсной основе формирования территориальных правительств. Взаимоотношения центрального и региональных правительств, распределение «зон ответственности» должны быть прописаны в новых законодательных актах. Задача республиканского правительства обеспечить координацию действий между центром и регионами, создать атмосферу здоровой конкуренции между территориями.

ПРИЧИНА № 2. За 20 лет государственной независимости правительству не удалось обеспечить формирование эффективной финансовой системы и организации, удовлетворяющих потребности субъектов экономических отношений, финансовых рынков. Дефицит инвестиционных ресурсов, не только внешних, но и внутренних, привел к ослаблению экономических основ жизнедеятельности регионов страны.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 2. Кардинально изменить кредитно-денежную политику Правительства и НБ КР, путем изменения законодательства, регулирующего сферу кредитно-денежных отношений и условий пребывания финансовых институтов в экономическом пространстве Кыргызстана. Основной упор в деятельности финансовых учреждений должен быть направлен на развитие и укрепление клиентской базы, их экономической устойчивости в условиях рыночных отношений. Фундаментальный принцип экономических отношений между финансовыми учреждениями и их клиентами должен выстраиваться не по принципу: «займодавец – заемщик», а на партнерских отношениях. Богатые и устойчивые «клиенты» финансовых учреждений способны обеспечить устойчивость самих этих учреждений.

ПРИЧИНА № 3. Отсутствие условий, обозначенных в предыдущем пункте, привели к массовому оттоку трудовых ресурсов из мест их постоянного проживания и катастрофическому снижению уровня жизни оставшихся там граждан страны. Сохранившиеся остатки трудовых и финансовых ресурсов перетекли в единственную, набиравшую обороты, отрасль экономики – сферу обращения товаров и услуг. В результате этого перекоса Кыргызстан стал полностью зависимым от импорта товаров.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 3.

– Финансовые учреждения, функционирующие в экономическом пространстве республики, обязаны организовать филиалы и представительства своих учреждений в каждом административно-территориальном субъекте страны

– Треть своих кредитных ресурсов финансовые учреждения обязаны направлять на развитие реального сектора экономики на условиях, способствующих его развитию.

– Технико-экономические обоснования проектов, связанных с развитием производящей сферы, должны утверждаться в «Деловых советах земельных округов», сформированных из числа, председателей айыл окмоту и чиновников Департаментов экономического развития земельных округов, отвечающих за реализацию структурных экономических реформ в своих регионах.

– «Деловые советы земельных округов» персонально несут ответственность за формирование финансовых рынков в своих регионах и принимают меры к привлечению эффективных инвесторов в свои административно-территориальные округа.

– Республиканское правительство контролирует эффективность финансовых рынков в регионах и оказывает содействие в развитии экономических процессов в стране.

Региональные правительства в тесном взаимодействии с центральным правительством

обязаны провозгласить государственную программу: «Достижение экономической безопасности – через производство отечественных товаров и услуг!».

ПРИЧИНА № 4. Ошибочные выводы о прямой и непосредственной зависимости национальной денежной системы от предварительного формирования золотовалютных резервов привели к полной и зависимой монетарной политике государства. Подчинение национальной денежной системы диктату резервных валют довело Кыргызстан до критического уровня состояния суверенитета государства.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 4. Процесс увеличения денежной массы в экономике государства не означает молниеносного возникновения инфляции. Между ними имеется временной промежуток, возможный для создания товарного насыщения под созданную массу денег. Выпуск в обращение по утвержденным графикам денежной массы эффективно направлять (в первой фазе) на развитие сельскохозяйственной отрасли и рост товарной массы сельхозпродукции. Перспектива вступления в Таможенный союз, а также удовлетворение внутреннего спроса населения в продуктах питания,предопределяют общую перспективу развития этого сектора национальной экономики и снижение рисков возникновения инфляционных процессов.

Правительству совместно с НБ КР рекомендуется создать автономный Государственный эмиссионно-инвестиционный фонд «Алтын казына», задачей которого было бы обеспечение внутренними инвестиционными ресурсами, не связанными с бюджетом республики. Расширение инвестиционных возможностей таким образом приведет к закономерному расширению налогооблагаемой базы, что в конечном итоге повлияет на увеличение поступлений в региональные и республиканский бюджеты. Исполнительская дисциплина региональных правительств по использованию этих ресурсов и эффективный контроль со стороны центральных властей обеспечат оздоровление национальной денежной системы. Стимулирование к экспорту части произведенной продукции обеспечит приток конвертируемой валюты, который целесообразно в последующих фазах направлять на инвестирование других сегментов экономики, что также касается предприятий перерабатывающей промышленности. Любая прибавочная стоимость от потребляемых товаров должна создаваться и оставаться в стране. Выпущенная в обращение денежная масса по природе ничем не отличается от внешних заимствованных ресурсов. В таком случае, зачем погружаться в увеличивающиеся долги?

Деньги – колоссальный инструмент созидания материальных благ для удовлетворения общественных потребностей. Созданные товары и услуги являются предметами международных экономических обменов. Экономическая научная мысль и усилия правительства должны быть объединены общим интересом поиска путей формирования суверенной и устойчивой денежной системы, а также пересмотреть стратегию формирования золотовалютных резервов для эффективной внешнеторговой деятельности.

ПРИЧИНА № 5. Самоотстранение государства от участия в активных экономических процессах, и его стремление передать свои активы в частную собственность посредством тендерных аукционов является величайшим заблуждением и стратегической ошибкой политических властей. В результате этой безответственности страна получила гигантских масштабов безработицу и миграционные оттоки населения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 5. Решение задач, связанных с финансовыми рынками и оздоровлением финансовой системы государства, установление благоприятного инвестиционного климата создадут почву для стимулирования обратных миграционных потоков. Региональные власти обязаны конкурентно участвовать в создании предприятий муниципальных, общественных и кооперативных форм собственности, обеспечивая здоровую конкурентную среду и многообразие форм собственности. Рост цен на товары и услуги наиболее эффективно сдерживать не за счет мер антимонопольного регулирования, а за счет справедливой политики ценообразования. Обеспечение занятости населения, рост его доходов, достижение межотраслевого баланса являются главными показателями работы правительств административно-территориальных округов. «Агрессивная интервенция» в создание предприятий малого и среднего бизнеса в регионах будет способствовать достижению этих показателей.

ПРИЧИНА № 6. Главной причиной бедственного положения страны и ее граждан является коррупционная таможенная политика государства. По этой же причине управляющая система не располагает идеальными данными статистики, без которых невозможно рациональное прогнозирование и планирование экономических процессов. Огромные ресурсы хозяйствующих субъектов отвлекаются еще до создания конечной товарной продукции из финансовых оборотов, что усугубляет дефицит инвестиционных средств.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 6. При пересечении таможенной границы государства необходимо дифференцировать товары факторного и потребительского рынков. Основной поток товарной массы имеет происхождение из стран – членов ШОС: Китая, России и Казахстана. Перспектива вступления в Таможенный союз требует тщательного анализа потребительского рынка. Необходимо разделять товары, поступающие на прилавки магазинов для удовлетворения спроса индивидуального потребления, и товары, предназначенные для дальнейшей промышленной переработки. Администрирование таможенных платежей для производящих предприятий справедливо исключительно после изготовления и сбыта конечной продукции. Только такой подход способен стимулировать отечественное производство. Все усилия органов государственного управления должны быть направлены на идеализацию национальной статистики, в связи с чем национальные таможенные органы требуют кардинальной реформации и очищения. Даже сегодня дефицит республиканского бюджета напрямую связан со злоупотреблениями в сфере таможенной деятельности государства.

ПРИЧИНА № 7. Налоговая политика развитых, развивающихся и слаборазвитых государств не может действовать по одинаковым стандартам и принципам. Стремление любого правительства внедрять налоговые платежи, не связанные с результатами экономической деятельности и доходами юридических и физических лиц, противоречит фундаментальным механизмам справедливости функционирования любой общественной системы, которые должны строиться по принципу: «сначала создай эффективные условия и дай возможность встать на ноги, а затем требуй уплаты налоговых платежей».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 7. Налоги никогда и никому платить не хочется! Единственным средством, кроме насильственных действий со стороны государства, может стать изменение мотиваций на уплату налогов. Решение ранее обозначенных задач, в совокупности с изменением налоговой политики государства, способно изменить и мотивации населения, субъектов экономической деятельности на уплату налогов. Налоги, не связанные с усилиями правительства и доходами хозяйствующих структур, граждан, необходимо отменить. К числу этих налогов относятся: налог на движимое и недвижимое имущество, земельный налог. К числу налогов и платежей, провоцирующих стремление обмануть государство, относятся налог на прибыль и отчисления по социальному страхованию. Принципы формирования страховых фондов необходимо также увязать с конечным потреблением товаров и услуг. В этих целях, активно стимулируя создание, рост и расширение экономических факторов, необходимо тщательно учитывать объемы продаж товаров и услуг. Региональные правительства обязаны контролировать объемы товарооборотов на своих территориях, формируя свои бюджеты и отчисления в центральный бюджет, исключительно через Единый налог на конечное потребление. Предприниматели не обязаны заниматься расщеплением своих налоговых отчислений. Для этого существуют государственные структуры. Рост объемов потребления, их качественный учет, даже в перспективе текущего дня, способны были бы формировать бюджет значительно превосходящий нынешний. Налоги должны опосредованно работать на население в виде бесплатного образования, здравоохранения, качественной инфраструктуры и т. п.

ПРИЧИНА № 8. Отсутствие эффективных механизмов формирования судебной системы, вследствие чего судебная система преобразовалась в «коммерческую структуру», одну из прибыльных форм бизнеса. Должности судей стоят больших денег, судебные решения продаются как самые обычные товары.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 8. Квалификация судей имеет огромное значение для эффективного отправления правосудия. Моральные качества представителей судебного корпуса влияют на базовые принципы существования и устойчивости самого государства. В современном мире изобретены достаточно эффективные технические средства для определения квалификации и моральных качеств человека. К числу этих средств можно отнести тестирование на детекторе лжи и компьютерное тестирование. Прямые телевизионные эфиры и контроль представителей гражданского сектора способны оказывать достаточное воздействие на процессы формирования судебной ветви власти. В этой связи кандидаты на должности судей должны проходить трехуровневые конкурсные отборы, исключающие субъективные факторы, имеющие в подоплеке личную заинтересованность и пристрастия политических деятелей. Первый уровень предполагает тестирование на полиграфе в прямом телевизионном эфире. Второй отборочный уровень заключается в тестировании на определение фундаментальных знаний в области юриспруденции, философии, психологии, социологии и государственного управления. Третий уровень предполагает прямые выборы из двух претендентов на место судьи в конкретном территориальном округе. Судебная ветвь власти не должна относиться к системе политической власти, а последняя лишь обеспечивает обществу эффективные механизмы ее формирования и тем самым приобретает доверие общества к институтам политической власти.

ПРИЧИНА № 9. Проблемы обеспечения общественного порядка не сходят с повестки дня вопросов эффективного государственного управления. Система МВД КР не отвечает запросам граждан и не создает у них уверенности в своей безопасности. На протяжении 20 лет независимости республики сформировались нездоровые мотивации на пребывание в рядах сотрудников органов внутренних дел, начиная со стадии подготовки кадров до выхода на пенсию. Будучи глобальной республиканской системой, местные подразделения ОВД практически независимы и неподконтрольны органам местного самоуправления. Надежда на обеспечение законности посредством прокурорского надзора показывает недостаточность этих мер без участия контроля со стороны общественности через местные органы самоуправления.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 9. Система законодательства, регулирующего деятельность милиции, подлежит изменению. Назрела необходимость разделения на центральное и муниципальные ведомства органов внутренних дел. Координация и взаимодействие систем ОВД должны быть отрегулированы в законодательных актах. Охрана общественного порядка – одна из ключевых составляющих в системе государственного управления, но это не означает, что порядок должен быть обеспечен любой ценой. Муниципальная милиция гармонично вписывается в логику административно-территориальной реформы. Экономическая самостоятельность в совокупности с самостоятельностью административной значительно повысят ответственность субъектов государственного устройства за обеспечение своей жизнедеятельности. Мы должны сократить поводы для предъявления претензий в адрес республиканской власти и формировать локальные зоны ответственности органов местного самоуправления, с эффективными механизмами систем общественного контроля.

ПРИЧИНА № 10. Административно-территориальная реформа должна устранить проблемы избирательных процессов, бесконечно являющихся причинами споров и недовольства политических, общественных организаций и граждан. Ответственность предполагает осознание всем обществом необходимости формирования органов власти и управления честными методами с соблюдением всех принципов демократии. Эффективная избирательная система – это залог стабильности государства и успешного управления общественными процессами.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 10. Избирательная система без формирования механизмов обратной взаимосвязи «избирателей» с «избранными» – бесполезная трата времени, которая никогда не обеспечит устойчивости государства. Основной упор в этой системе необходимо сконцентрировать на самостоятельности округов и внедрении новых принципов формирования органов власти и управления. Любые политические объединения, преследующие цели участия в государственном управлении, должны формироваться по принципу «политических кадровых клубов» по подготовке кандидатов на высшие политические и административные должности. Внутрипартийные отборы на конкретные должности должны предполагать конкурсную основу, а не «конкурс кошельков», чтобы завоевать уважение и доверие народа. Политическая партия организуется на основе идеологического единства и уверенности в своей правоте в стратегических вопросах существования общественно-экономической системы определенной формации.

В целях реализации реформы избирательной системы необходимо внедрять институт «выборщиков» от семьи и микроучастков на принципах открытых форм голосования по месту жительства в интересах всех членов семьи, зарегистрированных в качестве избирателей по данному адресу. Ответственность за свой выбор должна возлагаться на каждую семью, и каждый член общества обязан впредь это осознавать. Механизм общественного контроля качества власти и управления реализуется через «выборщиков», имеющих конституционное право объявить об утрате доверия представителям власти любого уровня. Без внедрения этих принципов взаимодействия органов власти и общества – нет смысла рассуждать о демократии.

ВЫВОДЫ: Полумеры, осуществляемые правительством, не способны придать надлежащий импульс эффективным экономическим процессам, следовательно, для успешного решения задач социально-экономического развития страны оно обязано пересмотреть свои взгляды на макро- и микроэкономические тенденции и тренды, сложившиеся в экономике Кыргызстана.